Доля сжиженного природного газа (LNG) в мировой торговле газом постоянно увеличивается. Для Украины этот ресурс может стать хорошим способом диверсификации источников поставок природного газа. На сегодняшний день проект находится в стадии разработки ТЭО, которое должно быть завершено 31 января 2012 г. Но успешная реализация строительства LNG-терминала зависит, прежде всего, от доверия международных инвесторов и партнеров, от способности украинского государства создать благоприятный инвестиционный и деловой климат в стране.
Вопросы строительства LNG-терминала обсуждались, в частности, в ходе профессиональной дискуссии «Перспективы диверсификации газообеспечения Украины путем строительства LNG-терминала и добычи нетрадиционного газа», организованной Украинским Центром экономических и политических исследований им. А.Разумкова.
По данным исследования, проведенного Центром, прогнозируется, что популярность LNG в международной торговле энергоресурсами продолжит расти быстрыми темпами. К 2030 г. мировой спрос на LNG увеличится до 650 млрд куб м в год, а доля в глобальной торговле природным газом — до 45%. Основными «двигателями» увеличения спроса на LNG в мире станут страны Европы и Северо-Восточной Азии.
В настоящее время крупнейшими импортерами LNG являются Япония (около 93 млрд куб м в 2010 г.), Южная Корея (44 млрд куб м), Испания (28 млрд куб м), Великобритания (19 млрд куб м). Главные экспортеры — Катар (в 2010 г. экспорт составил около 76 млрд куб м), Индонезия (31 млрд куб м), Малайзия (30 млрд куб м), Алжир (19 млрд куб м), Египет (10 млрд куб м).
Цены на региональных рынках существенно отличаются. Так, в октябре 2010 г. стоимость LNG в США составляла $141 за 1 тыс куб м, тогда как в Японии и Корее — $332, в Испании — $320, в Бельгии — $260. Региональные отличия в ценах обуславливаются такими факторами, как уровень зависимости страны от импорта, эластичность спроса на газ, степень либерализации рынка.
Потенциальными источниками поставок сжиженного газа в Украину могут стать Катар, Алжир, Ливия, Египет, ОАЭ, а также Азербайджан и Туркменистан (не имеющие на данный момент инфраструктуры по сжижению газа).
«Пока у Украины один-единственный монопольный поставщик природного газа, рынок газа будет рынком продавца. Наша цель — поменять эту конструкцию и сделать рынок сбалансированным, а еще лучше — рынком покупателя. Наша цель — иметь исключительно экономически обоснованную цену на газ, без политической скидки или надбавки. LNG-терминал является объектом отсечения цены», — заявил глава координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк.
Все идет по плану
Сейчас проект находится в стадии ТЭО, разрабатываемого испанской компанией Socoin, входящей в группу Gas Natural Fenosa. Испания — первая страна в Европе по использованию LNG, имеет 17 регазификационных терминалов. Соответственно, испанские компании обладают достаточно серьезным опытом и по транспортировке сжиженного газа, и по строительству терминалов. По словам В.Демьянюка, руководители украинского Национального проекта «LNG-терминал» осенью этого года посетили несколько объектов в Испании.
В начале подготовки украинского проекта рассматривалось пять возможных вариантов размещения терминала — площадки возле Одесского припортового завода, около нефтяного терминала ОАО «Укртранснафта» (обе находятся в районе порта «Южный»), возле г.Очакова (Николаевская обл.), в береговой зоне Березанского лимана (Николаевская обл.), а также оффшорный LNG-терминал в районе Одессы.
По словам В.Демьянюка, круг рассматриваемых вариантов на данный момент сузился до двух площадок — в порту «Южный» и около Очакова. Преимущества «Южного» в том, что уже имеется необходимая инфраструктура, и построить терминал для сжиженного газа можно будет достаточно быстро. В Очакове придется не только сооружать LNG-терминал, но и фактически создавать новый порт, где наряду с LNG-регазификацией можно будет осуществлять контейнерные перевозки, перевалку угля, металла и других грузов. Дноуглубительные работы нужно вести в обоих портах.
«Сейчас мы проводим последние расчеты, сколько потребуется средств на морские работы и на прокладку газопровода до врезки в ГТС», — сообщил В.Демьянюк. По его информации, расстояние от порта «Южный» до врезки в ГТС составляет 90 км, от Очакова — 70 км. «С точки зрения общей стоимости проекта, 20 км трубопровода диаметром 1400 мм — достаточно большие средства, но это не сильно влияет на общую сумму и не является критерием отбора», — сказал он.
Наземный LNG-терминал имеет несколько технологических частей, основная из которых — емкости для хранения газа, т.н. «танки». Строительство «танков» занимает, как правило, 36 месяцев (минимум — 32 мес.). Именно этим, по словам В.Демьянюка, определяется общий срок строительства LNG-терминала, а остальные элементы строятся за год-полтора.
Не теряя времени
На время строительства наземного терминала рассматривается возможность фрахтовки оффшорного плавучего терминала. «Сегодня мы видим механизм по использованию оффшорного LNG-терминала. Срок реализации этого проекта — около двух лет. Он будет эксплуатироваться, пока строится наземный терминал”, — сообщил В.Демьянюк. Мощность плавучего терминала составит 3-4 млрд куб м. Стоимость аренды такого судна — около $60 млн в год. При этом стоимость обустройства инфраструктуры и дноуглубительных работ для подключения оффшорного терминала составит около 20% от общей стоимости строительства наземного объекта.
«И для наземного, и для плавучего терминала нужно строить врезку в газопровод, углублять дно до 16 м. То есть подготовка инфраструктуры для плавучего терминала является частью строительства наземного терминала», — отметил В.Демьянюк.
Когда будет готово ТЭО, на его основе будет подготовлен инвестиционный меморандум. «Из этого документа инвесторы будут видеть, какой объем инвестиционных средств требует этот объект, финансовые показатели операционной деятельности, сроки возврата средств, уровень прибыльности и все то, что необходимо для принятия решений», — объяснил руководитель проекта.
Поскольку это объект инфраструктуры, государство должно взять на себя финансирование до 25% строительства терминала и полностью — подготовительных работ для строительства газопроводов и дноуглубительных работ. «Инвестору очень сложно объяснить, почему он должен тратить деньги в углубление дна. Инвестиционные средства планируется вкладывать как раз в строительство самого терминала», — сказал В.Демьянюк.
Договориться с Турцией
Еще не решены вопросы по транспортировке сжиженного газа через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. По словам В.Демьянюка, во время роад-шоу в Стамбуле проводились переговоры с представителями турецких властей и администрацией проливов.
«Турецкие коллеги понимают необходимость прохождения танкеров со сжиженным газом в Украину и осознают это не только в силу конвенции Монтре (регулирует режим прохождения проливов), но и в силу добрососедских отношений. У турецкой стороны могут быть определенные замечания, поскольку LNG-танкеры — небезопасный груз. Но они имеют приоритет во всех портах. Сейчас мы планируем согласовать с турецкой стороной на высшем уровне детали прохождения таких судов по проливам», — сообщил В.Демьянюк.
Для поставки на украинский терминал 5 млрд куб м природного газа (в сжиженном состоянии — 4 млн т) потребуется 40-50 проходов танкеров в год через турецкие проливы. Это сравнительно немного, учитывая, что на сегодняшний день общий объем перевозок танкерным флотом через Босфор и Дарданеллы составляет около 95 млн т (около 10 тысяч проходов танкеров). В частности, в 2009 г. количество проходов LPG-танкеров составило 729, в 2010 г. — 929, в I полугодии 2011 г. — 576. Между тем LPG (пропан-бутан) является гораздо более опасным грузом, чем LNG (метан).
Украине необходимы LNG-танкеры длиной до 300 м, шириной до 46 м и осадкой до 11.4 м — класса А Conventional (грузоподъемностью 135-160 тыс куб м) или Atlantic max (175 тыс куб м). «Украине нет смысла покупать такие суда, во всем мире обычно их фрахтуют те, кто поставляет газ. Если газ пойдет из Катара, то катарская компания должна фрахтовать суда. Проблем наличия транспортных мощностей в мире нет», — заверил В.Демьянюк.
Ставка на Азербайджан
По мнению директора Института энергетических исследований (ИЭИ) Дмитрия Марунича, существующий меморандум Украины с Азербайджаном о готовности поставлять 5 млрд куб м LNG не гарантирует его стабильные поставки, поскольку не построен терминал по сжижению газа в грузинском морском порту Кулеви.
Рост добычи газа в Азербайджане дает Украине шанс получить около 8 млрд куб м. Сейчас Азербайджан добывает 26 млрд куб м природного газа в год, а в 2025 г., по прогнозам, объемы добычи достигнут 50 млрд куб м. Из дополнительных 24 млрд куб м около 16 млрд будут поставляться в Турцию и ЕС, а 8 млрд куб м останутся свободными.
Однако Азербайджан принимает участие в проекте AGRI по поставкам сжиженного газа в ЕС, а также ведет переговоры с Литвой и Польшей. Поэтому у Украины есть единственный шанс — договариваться с Азербайджаном вместе с Грузией.
Как считает ведущий эксперт энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко, Азербайджан является самым перспективным источником поставок LNG в Украину, поскольку исключается необходимость прохождения турецких проливов. Однако за будущие свободные объемы азербайджанского газа уже идет острая конкуренция.
В.Омельченко полагает, что правительству следует рассмотреть такие варианты, как присоединение Украины к проекту AGRI (ТЭО которого планируется завершить к 1.04.12 г.), или координировать планы украинского проекта со строительством газопровода от каспийских месторождений до черноморского побережья Грузии и развитием инфраструктуры по сжижению газа в Кулеви. Вместе с тем, по его мнению, целесообразно также проработать возможность привлечения акционеров II очереди разработки месторождения Шах-Дениз к инвестированию в строительство украинского LNG-терминала.
«Высокий уровень конкуренции между газопроводными проектами не позволяет Украине надеяться на низкую цену азербайджанского газа в рамках LNG-проекта, но поступление топлива из Каспия по рыночным ценам ощутимо ослабит энергетическую зависимость от России, что будет способствовать повышению уровня энергетической безопасности Украины и усилению ее переговорных позиций в двусторонних отношениях», — отметил В.Омельченко. По его мнению, рассматривая проблему источников поступления LNG в Украину, целесообразно проводить работу не только с Азербайджаном, но и с Алжиром, Египтом и Катаром.
Председатель правления компании «Альянс Новая энергия» Валерий Боровик опасается, что LNG-терминал может стать разменной монетой в газовом торге с Россией. «С другой стороны, терминал нужен. Реализацию этого проекта мы увидим по тому, как со стороны властей будут поддерживаться все разрешительные процедуры, которые позволяют быстрее ввести терминал в действие. И еще один важный аспект — хватит ли газа из ожидаемых источников Азербайджана и других стран к тому времени, когда Украина построит терминал, не будут ли законтрактованы эти объемы?» — отметил В.Боровик.
Организационная форма
По мнению В.Демьянюка, оптимальный механизм привлечения инвестиций — создание корпорации с участием государства и консорциума инвесторов, которые внесут 30% необходимых средств. «Я считаю, что мы за счет первых 30% сможем сделать всю ту часть, которая обеспечивает работу оффшорного терминала, построить трубопровод до врезки в ГТС, углубить каналы для подхода судов, построить площадку для регазификационной установки. Это проект, который уже можно нести в банк и привлекать еще 70% кредитных средств, чтобы построить емкости для хранения газа», — разъяснил В.Демьянюк, добавив, что в мировой практике все аналогичные проекты осуществляются за счет кредитных средств.
Директор энергетических программ центра «НОМОС» Михаил Гончар придерживается мнения, что, теоретически, наилучшим для Украины был бы вариант полностью государственных инвестиций. «Однако у государства нет инвестиционных ресурсов. В то же время вариант 100% частных инвестиций может не отвечать интересам Украины, поскольку инвестор будет руководствоваться исключительно собственными интересами. Поэтому логично было бы отдать предпочтение государственно-частному партнерству, где правительство может и не иметь контрольного пакета, а со стороны частных инвесторов выступал бы консорциум заинтересованных сторон, в том числе и владелец ресурса», — считает М.Гончар.
Представитель ИЭИ Юрий Корольчук отметил, что наиболее реалистичной формой построения терминала представляется форма консорциума. В такой организационной форме Украина должна была бы сохранить 50% акций предприятия, а остальные 50% следует распределить между компаниями-инвесторами. В случае, если Украина уступит частным структурам более 50% контроля над терминалом, то появится риск повторения ситуации с зависимостью от «Газпрома». Компания, которая будет фактическим владельцем терминала, сможет диктовать свои условия при поставках газа. Такая же критическая ситуация может сложиться при привлечении капитала украинских финансово-промышленных групп — даже в форме иностранных псевдо-инвестиций. «Но при участии действительно иностранных инвесторов в построении терминала, Украина может получить шанс на завершение этого проекта», — уверен Ю.Корольчук.
Стандарты и нормативы
Одновременно с разработкой ТЭО проекта должен быть выполнен еще ряд работ —разработка, принятие, согласование, адаптация строительных стандартов и нормативов на проектирование и эксплуатацию объектов инфраструктуры приемного LNG-терминала.
Генеральный директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский подчеркивает, что в Украине не существует современных стандартов и другого нормативного обеспечения для развития объектов LNG-терминала. Есть только один подобный нормативный документ — ведомственные нормы Мингазпрома бывшего СССР, вступившие в силу в 1988 г. Поэтому необходимо проанализировать существующие мировые стандарты и адаптировать их к украинскому законодательству. По мнению специалистов ООО «Нефтегазстройинформатика», стандарты NFPA 59A (США) и EN 1473 (ЕС) отличаются несущественно, но для Украины целесообразнее использовать именно европейский стандарт, учитывая ее евроинтеграционные устремления. Для внедрения европейских норм необходимо будет адаптировать около 15 документов.
Сравнительные характеристики потенциальных источников поставок LNG в Украину
По данным Центра им. Разумкова
Оксана ЛИВЕНЬ
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.