4 главных последствия нового закона о депозитарной системе

Закон о «О системе депозитарного учета ценных бумаг», принятый Парламентом 7 сентября, в узком кругу участников финансового рынка наделал шуму не меньше, чем закон о языковой политике – среди защитников украинского языка. «Украинская биржа» (УБ), даже пошла на демарш и 20 сентября на час, с 10:00 до 11:00, приостановила торги.

Поможет ли демарш добиться вето Президента? – узнаем уже скоро. Но действительно ли так плох этот закон, и грозит ли он «смертью» фондовому рынку Украины? Вот 4 основных последствия от его принятия.

1. В Украине появится Центральный депозитарий

Создать Центральный депозитарий в Украине пытались уже не раз. В основном – объединив 2 существующие: Всеукраинский депозитарий ценных бумаг (раньше «Межрегиональный фондовый союз») и Национальный депозитарий Украины. Из-за разногласий между руководством и акционерами 2-х структур эти попытки не увенчались успехом.

Зачем нужен Центральный депозитарий? Его создание позволит сконцентрировать в одном учреждении весь учет по всем ценным бумагам – а значит, обеспечить компаниям более надежную систему защиты их корпоративных прав. Благо, в законе для этого достаточно четко прописаны механизмы. К примеру, ст. 10 закона запрещает изымать информационные носители у Центрального депозитария, что увеличит гарантии сохранности частной собственности от посягательств.

2. Государство получит дополнительный способ заработка

Во всех странах, где есть развитый фондовый рынок, биржи – достаточно прибыльные организации. Они, и структуры, с ними связанные, зарабатывают на комиссиях и остатках клиентских средств, предназначенных для торговли ЦБ и различных информационных услугах.

Украина – исключение из правила. На комиссиях здесь зарабатывать сложно: обороты торгов у нас невелики, а потому и обеспечить себя за их счет довольно проблематично. Правда, заработать можно было бы за счет операций с остатками клиентских средств. Так, например, по окончании каждой торговой сессии только на «Украинской бирже» остается около 100 млн грн. клиентских денег, предназначенных для торгов.

Но использовать все эти деньги для операций – скажем, предоставления кредитов overnight, и заработать на этом, – та же УБ сегодня не может.

Почему? Потому что закон сейчас разрешает делать это только частично.

Биржи ограничены в своих возможностях – они могут зарабатывать лишь на остатках денег, заблокированных для торговли деривативами. На остатках клиентских средств, предназначенных для покупки ценных бумаг – нет, не в пример более развитым странам.

Глава НБУ Сергей Арбузов

Закон заберет и те «полвозможности», что сейчас существует. Ведь он создает Расчетный центр, который будет проводить расчеты по ценным бумагам и деривативам. Другими словами, Расчетный центр получит доступ к средствам, предназначенным не только для торгов ЦБ, но и деривативами, а биржи – потеряют его, их средства будут находится на счетах Расчетного центра.

При этом, согласно закону, Расчетный центр будет создан в форме публичного акционерного общества, а 100% его акций, по крайней мере, вначале будут принадлежать не кому-нибудь, а Нацбанку. А значит, те возможности для заработка, которые сегодня есть у бирж, просто переплывут в руки госструктуры.

3. Сокращение количества бирж
Потеряв дополнительный заработок, владельцы украинских бирж могут быстро потерять интерес и ко всему этому бизнесу.

Именно поэтому и паникуют Олег Ткаченко и Игорь Мазепа, председатель правления и председатель биржевого совета «Украинской биржи». Она – единственная, которая сейчас зарабатывает на остатках средств, заблокированных для торговли деривативами. «Украинских биржи будут вынуждены сворачивать бизнес и через несколько лет фондовый рынок в Украине исчезнет», – срывается на апокалиптические прогнозы Ткаченко.

Впрочем, прогнозы, что «умрет» весь рынок, не совсем отвечают действительности.

Игорь Мазепа, председатель биржевого совета «Украинской биржи»
Ведь многие в Украине зарабатывают не на купле-продаже ценных бумаг, а на игре на законодательных тонкостях. Иначе говоря, не всегда используя финансовые инструменты по их прямому назначению, и обслуживая т. н. «схемные» операции. Такие, как формирование нужной цены на актив, создание искусственной ликвидности ценных бумаг, включение нужных бумаг в биржевой список и пр. На них негатив от закона распространится.

4. Изменение стоимости операций для инвесторов

Игорь Прасолов, глава совета Национального банка Украины, ратует, что создание Расчетного центра даст не только допгарантии соблюдения прав инвесторов, но и позволит удешевить схемы проведения расчетов. «Создание Расчетного центра поможет упростить схемы проведения расчетов и контроля за исполнением операций. А это будет способствовать снижению затрат и резкому сокращению манипуляций на биржевом рынке», – объясняет он. А еще говорит, что в случае необходимости, НБУ будет поддерживать ликвидность Расчетного центра (РЦ).

У Олега Ткаченко есть свой аргумент, чтобы противопоставить ему. «Расчетный центр должен зарабатывать на свое содержание. А значит, его создание сделает систему еще более дорогой», – уверен Ткаченко. Не верит он и в упрощение схемы работы рынка: как любое дополнительное звено, РЦ приведет лишь к усложнению всей системы.

 
 
 
4 главных последствия нового закона о депозитарной системе , 8.21 из 10 базируется на 83 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.