Почти все в экономике Украины, что представляло хоть какой-то интерес, уже разобрано. Доступными на тот момент способами. Некогда сильнейшая нефтеперерабатывающая отрасль практически загублена с подачи россиян. Судостроение тихо умирает. Металлургия стала вотчиной Р.Ахметова и немножко В.Пинчука. Банковская система подконтрольна В.Януковичу через главу Нацбанка Сергея Арбузова. А недра и все, что в них, — старшему сыну президента. Хотя в нефтедобыче и переработке успел ухватить свой жирный кусок и владелец группы «Приват» И.Коломойский. Как ловко он приватизировал менеджмент «Укрнафты» и «Укртатнафты», в которых государству принадлежит больший пакет акций! Теперь торгуется — как бы подороже продать этот бизнес и хоть что-то получить взамен.
Теплогенерация теперь безраздельно принадлежит Ахметову. Как и право экспорта электроэнергии. Ему же принадлежит и большая часть угольных шахт. Чтобы это добро можно было использовать на ахметовских ТЭС для производства электроэнергии, Украина взяла кредит у Китая — 3,65 млрд. долл. И теперь правительство гордо заявляет, что это жизненно необходимо для энергонезависимости страны. Хотя на самом деле речь идет о дополнительных доходах Ахметова.
Насколько Ахметов умеет считать свои кровные, в этом году узнали даже жители Киева. «Киевэнерго», после его покупки Ахметовым, стало принципиально несговорчивым: не заплатите — горячей воды вам не видать.
Несмотря на все красивые слова об энергонезависимости Украины, прежде всего от «Газпрома», о кардинальном развитии собственно украинской добычи нефти и газа речь не идет. Развитие альтернативной, возобновляемой энергетики не предусмотрено в обновленной Энергостратегии Украины до 2030 года. Исключение — солнечная энергетика от «регионального» А.Клюева. Забота об АЭС и радиационной безопасности вообще отошла на десятый план.
Зато везде — Д.Фирташ: в импорте газа, в гор- и облгазах, в химической и титаномагниевой отраслях и, возможно, скоро в Лисичанском НПЗ. Фирташу мало того, что украинцы трижды оплатили 11 млрд. кубометров газа, за растаможку которого посадили экс-главу энерготаможни А.Макаренко. Ему хотелось бы получить и доступ к недрам. Но там конкуренция велика. А вот химпром он получил «надолго и всерьез».
Так что осталось интересного для олигархов в Украине? Газотранспортная система (ГТС), земля и еще кой-какие «мелочи». И нужно лишь принять закон в ВР, отмыкающий «земляную кубышку».
А как заполучить в управление украинскую ГТС и право «рулить» газотранзитными потоками, в «Нафтогазе» и Минэнергоугольпроме решение уже нашли. И стоит это право лишь 6,5 млрд. грн. Так что тщательно скрываемая, но уже произведенная оценка ГТС — это только повод для возможного торга с заинтересованными сторонами. Получить доступ к ГТС проще всего через приватизацию «Укртрансгаза».
Президент велел и Кабмин 13 июня распорядился реорганизовать дочерние компании «Нафтогаза» — «Укргаздобычу» и «Укртрансгаз» — в публичные акционерные общества (ПАО). Формально таким образом Украина выполняет требования третьего энергопакета ЕС. Неформально через акционирование «Укртрансгаза» открывается прямой и сравнительно дешевый доступ к украинской ГТС. А посредством приватизации «Укргаздобычи» можно получить свободный доступ к недрам.
Этап первый: кому и зачем нужен «Укртрансгаз»?
3 июля увидел свет приказ №198 за подписью председателя правления «Нафтогаза» Евгения Бакулина «Об утверждении плана мероприятий по реорганизации ДК „Укртрансгаз“ и ДК „Укргаздобыча“. Процесс пошел.
К окончанию 2012 года основные прибыльные предприятия газовой отрасли Украины — «Укртрансгаз» и «Укргаздобыча» — будут готовы к акционированию или, точнее, к приватизации.
Расписали все очень оперативно. Ведь могут, если партия сказала: «Надо!». А сказала это провластная Партия регионов, в которой состоит и глава Минэнерго Юрий Бойко.
Не заставило себя ждать и министерское решение об эмиссии акций ПАО «Укртрансгаз» и ПАО «Укргаздобыча». Уже 18 июля появился приказ №530 «О реорганизации дочерних компаний НАК „Нафтогаз Украины“. Правда, за подписью в.и.о. министра В.Макухи. Сам же министр Бойко с 16 по 20 июля официально был в отпуске. Так что если с кого и спросят потом (интересно, с кого?) за такое решение, то вряд ли с Ю.Бойко.
Решения о приватизации „Укргаздобычи“ и „Укртрансгаза“ не то что не публичны, а, как уже заведено, очень тайные. К чему они могут привести, попытаемся просчитать, основываясь на упомянутых документах, которыми располагает ZN.UA.
1 августа „Нафтогаз“ обещал объявить результаты оценки стоимости отечественной ГТС, которую проводило ООО „Бейкер Тилли Украина ЕК“. Стоимость услуг этого аудитора, акцептованная НАКом, составила 4,1 млн. грн. (506 тыс. долл.). Однако еще в июле чиновники дали понять, что объявят оценочную стоимость украинской ГТС… после согласования. С кем? С „Газпромом“? А для нас всех это коммерческая тайна…
Формально стоимость украинской ГТС, опять же, по мнению чиновников, важна в случае создания газотранспортного консорциума то ли с «Газпромом», то ли трехстороннего — «Нафтогаз» («Укртрансгаз»), «Газпром», компания из ЕС. Или же в случае, если Евросоюз все же рискнет выделить средства на модернизацию нашей многострадальной ГТС. Но ситуация в газотранспортной сфере меняется. Так что на донорство ЕС особо рассчитывать не стоит.
Тогда что означает преобразование «Укртрансгаза» из ДК «Нафтогаза» в ПАО? Тем более что его учредителем остается «Нафтогаз» — компания, управляющая прибыльными дочерними. Все ее имущество — несколько офисов, а персонал — управленцы по воле Ю.Бойко. Правда с очень высокими зарплатами.
Газотранспортная система, включая крупнейшую в Европе сеть подземных хранилищ газа (ПХГ), просто передана в управление НАКу, а точнее — «Укртрансгазу». Но формально остается в собственности государства. Так что и «Укртрансгазу» реально принадлежат только офисы его региональных управлений, компрессорные и газоперекачивающие станции, некоторые участки газопроводов. Ну и еще несколько «мелочей».
Спросите: какой тогда смысл в изменении статуса «Укртрансгаза» — из дочернего предприятия НАКа в ПАО под крылом того же «Нафтогаза»? Смысл есть. И самая вероятная версия: через приватизацию ПАО «Укртрансгаз» открывается малоограниченный и практически бесконтрольный (со стороны как Кабмина, так и украинского общества) доступ к ГТС Украины! Игра стоит свеч.
Достаточно вспомнить, как гор- и облгазы в итоге получили в безраздельное управление региональные газораспределительные сети. Практически даром и на неограниченный срок. Вероятно, аналогичный процесс безоплатного взятия отечественной ГТС будет более стремительным — ставки выше. А платить за ГТС, очевидно, никто не намерен. Зачем, если все можно будет получить, купив даже не контрольный пакет акций ПАО «Укртрансгаз»?!
Об этом свидетельствует и приказ Минэнергоугольпрома №530, утвержденный 18 июля. А также протокол решения об эмиссии акций ПАО «Укртрансгаз», создаваемого путем преобразования ДК «Укртрансгаз».
Этап второй: о будущем ПАО «Укртрансгаз»
На дату принятия решения об эмиссии акций общее количество учредителей ПАО «Укртрансгаз» составляет 1 (одно) лицо — ПАО «НАК „Нафтогаз Украины“.
Согласно пункту 22 устава „Нафтогаза“, его акционером является государство в лице Минтопэнерго (сейчас это Минэнергоугольпром) — до принятия в установленном порядке решения о приватизации пакета акций компании.
Цель и предмет деятельности «Укртрансгаза» стандартные — транспортировка газа, удовлетворение потребностей промышленных и бытовых потребителей в сырье и топливно-энергетических ресурсах; получение прибыли, в частности, от предоставления услуг по транспортировке и хранению природного газа и выполнение транзитных экспортных поставок газа. А также развитие и эксплуатация газотранспортных систем и подземных хранилищ газа. Но последнее, похоже, — абсолютно для бессеребреников.
Когда я говорю, что покупка акций ПАО «Укртрансгаз» — прямой и сравнительно дешевый путь к отечественной ГТС, то имею в виду размер уставного капитала ПАО: 6 494 611 600,00 грн. Номинал одной акции — 1 грн. То есть количество акций — 6494611600 штук. Акции будут выпущены простые именные в бездокументарной форме.
Следующий шаг — акции НАКа (которые ей как учредителю пока еще принадлежат) обменяют на 100% акций «Укртрансгаза» после регистрации выпуска его акций.
В свое время ситуация с облгазами была похожей. С той лишь существенной разницей, что ее никто не узаконил и не обставил решениями и приказами, как это делают сейчас в отношении «Нафтогаза» и его дочерних компаний. Но все равно акционированные «три стула» облгазов безоплатно (!) управляют региональными газораспределительными сетями страны и таким образом «сидят» почти в начале обратных денежных потоков — платежей за газ, стекающихся в те же облгазы.
Так что это не гротеск, а одна из наиболее вероятных версий: всего за 6,5 млрд. грн. (т.е. менее чем за 1 млрд. долл.) допущенные к приватизации «Укртрансгаза» смогут в качестве «бесплатного приложения» получить в распоряжение всю украинскую ГТС, включая ПХГ. Оценочная стоимость этого имущества, по разным версиям, колеблется от 10 до 27 млрд. долл.
Этап третий: прихватизационная проза
Далее, скорее всего, последует прихватизационная проза: путем проведения дополнительных эмиссий акций ПАО «Укртрансгаз» его уставный фонд будет размыт и в результате окажется в «нужных» руках.
А тем временем пока еще ДК «Укртрансгаз» последовательно и планомерно вгоняют в долговую яму. Кстати пришелся и последний российский кредит в 2 млрд. долл. (а сколько их было до этого!..) Выдан он «Газпромом» в счет будущих газотранспортных услуг. И направлен якобы на пополнение оборотных средств «Укртрансгаза» (НАКа), которые тот автоматически заплатил за тот же «газпромовский» газ, закачанный (?) в ПХГ.
Теперь просто сравните «газпромовский» кредит в 2 млрд. долл. и уставный капитал будущего ПАО «Укртрансгаз», составляющий намного меньше 1 млрд. долл. Пока это ничего определенного не значит. Но иллюстрирует один из механизмов втягивания «Укртрансгаза» в долги. И это не единичный случай, а уже стандартная практика НАКа по отношению к своим дочерним компаниям.
Когда кредитно-долговая нагрузка станет для ПАО «Укртрансгаз» неподъемной (чего при такой практике ведения бизнеса в НАКе добьются легко и быстро), его кредиторы будут иметь возможность и законное право получить акции уже ПАО «Укртрансгаз» в счет погашения долгов. Разумеется, вооружившись законными решениями судов.
Впрочем, на акции ПАО «Укртрансгаз» (как и ПАО «Укргаздобыча») достаточно претендентов и в Украине. Например, министр Ю.Бойко. Не зря же он пролоббировал в свое время назначение на пост главы ДК «Укртрансгаз» своего младшего институтского товарища Сергея Винокурова. И прилагает максимум усилий, чтобы последний стал и главой правления ПАО «Укртрансгаз».
Не безразличен к ГТС и доходам от газотранзита и Д.Фирташ, без поддержки которого Ю.Бойко вряд ли бы столь долго удерживался во главе Минэнергоугольпрома, как до этого и во главе «Нафтогаза Украины». Это одна группа претендентов.
С другой стороны — Виктор Янукович, который тоже уже понимает значимость ГТС и контроля над ней. И, похоже, ему порядком надоело круговое окучивание более-менее рентабельных отечественных секторов экономики Дмитрием Фирташем.
Соответственно, и прибыль от них получает не В.Янукович и его сыновья, а Д.Фирташ и его (младшие?) партнеры. Так что вполне логично, что на роль главы ПАО «Укртрансгаз» (как и ПАО «Укргаздобыча») Янукович хотел бы назначить исключительно своего менеджера, а не протеже Фирташа и Бойко. И не суть важно при этом, что глава Минэнергоугольпрома — член Партии регионов. Но баллотируется по мажоритарному округу (как и глава НАКа Е.Бакулин). Это может означать лишь то, что таким образом Юрий Анатолиевич обеспечивает себе депутатскую неприкосновенность за прежние «заслуги». Героя Украины, видимо, маловато в качестве гарантии от возможных вопросов и подозрений как парламента, так и прокуратуры. А всем остальным (обществу и журналистам) он давно уже только вещает, а не отвечает на вопросы.
Словом, нелегко Януковичу бороться за газотранспортные активы: и с самим собою, и с дружественными ему донецкими ПФГ, и с Фирташем со товарищи, тем более что их интересы переплетены и даже зацементированы по многим отраслям и объектам. А тут еще «Газпром» со своими желаниями относительно украинской ГТС, и ЕС со своими требованиями прозрачности…
Алла Еременко
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.