Со времен Тендерной палаты тема государственных закупок в Украине стала универсальной лакмусовой бумажкой для выявления истинных намерений политиков. Одно дело — бросаться словами о благе народа и борьбе с коррупцией. Совсем другое — решать, как будут распределяться государственные деньги, каким будет контроль со стороны государства и граждан, и т.д. Именно такие незаметные, но реальные дела определяют, сколько украинцев умрет от почечной недостаточности, СПИДа, рака или сахарного диабета, сколько малышей будут голодными без бесплатных обедов. Или сколько часов продержится украинская армия в случае — не дай Бог — внешнего нападения.

Репутации Ющенко, Тимошенко, Турчинова, Богатыревой, Цушко, Наливайченко, Колесникова, Клюева и массы других политиков и депутатов раскисали после прохождения этого теста. Впрочем, некоторым удавалось умело держать хорошую мину при плохой игре. К Виктору Федоровичу Януковичу это не относится. Тест на истинность намерений «бути послідовним» он провалил в свойственной ему манере — с изяществом падающего шкафа.

1 августа 2012 года президент подписал скандальный законопроект №9634 о внесении изменений в законодательство о госзакупках. Он был принят 4 июля голосами регионалов, литвиновцев и коммунистов. Его ключевая норма — закупки за собственные средства товаров, работ и услуг государственными, коммунальными, казенными предприятиями, а также обществами с госдолей больше 50% не будут подпадать под действие профильного Закона «Об осуществлении государственных закупок». Только в случае закупок за бюджетные средства.

В переводе на человеческий язык это означает, что отныне мы, граждане, не узнаем, что Харьковский метрополитен покупает деревянные лавочки по цене золотых унитазов, что предприятия-присоски под контролем ведомств покупают дорогущие автомобили (и это в условиях глобального кризиса!), цена малины для президентской столовой достигает минимальной пенсии, что Александр Ефремов, спикер «регионалов» в Раде, делает миллионное состояние на закупках подконтрольных ему шахт, Ринат Ахметов приумножает тем же способом свои миллиарды, а государственный «Черноморнефтегаз» покупает буровые вышки
с переплатой 2,5 млрд. грн. Без открытости тендерной информации борьба с коррупцией невозможна!

Это также означает, что указанные предприятия будут делать закупки у «своих», прикормленных фирм, перекачивая ресурсы предприятий в собственный карман (а потом клянчить дотации из госбюджета). Ведь отныне их никто не заставит проводить открытые торги. Какая уж тут забота о развитии малого и среднего бизнеса?!

В общем, тендерные «малины» для избранных расцветут пышным цветом. Шутка ли, в 2011 году на долю закупок госпредприятий и предприятий с госдолей пришлось 243 млрд. грн.

«Пацан сказал, пацан… не сделал»
Потакание своим корыстным интересам, а также интересам ограниченного круга лиц уже стало визитной карточкой нынешнего президента. Похоже, в этой стране никого не удивит, если он купит Эйфелеву башню для «покращення життя» в своем Межигорском поместье. Скажем, за гонорары от продажи своих книг…

Однако госзакупки — это тот случай, когда президент совсем недавно и по собственной воле публично клялся, что он не допустит выведения госпредприятий из-под контроля общества и государства.

Это случилось год назад. Тогда Кабмин подал в Верховную Раду законопроект №7532 с той же нормой — вывести госпредприятия из-под законодательства о госзакупках. Разразился нешуточный скандал. И Виктор Янукович выступил против этой нормы. Вот что он написал в своих предложениях от 14 июня 2011 года: «Считаю необходимым подчеркнуть, что в европейской практике рассматриваемый вопрос (исключения закупок, осуществляемых за средства предприятий государственного и коммунального секторов экономики. — А.М.) решается другим образом (далее идут ссылки на директивы ЕС. — А.М.)… В этой ситуации указанные изменения не учитывают европейские стандарты, не отвечают международным обязательствам Украины относительно адаптации ее законодательства к законодательству ЕС, а потому не могут быть поддержаны».

Президент также выступил против ряда исключений из закона (кормов для цирковых животных, гастролей и т.п.), поскольку они «не отвечают конституционным основам обеспечения государством защиты конкуренции…» 1 августа 2012 года эти исключения, перекочевавшие в законопроект №9634, его уже не возмутили.

Все эти документы доступны каждому на веб-сервере Верховной Рады.

Однако это не все. Совсем недавно президент подписал еще два закона в сфере госзакупок. Для естественных монополий вводятся особые закупочные правила, со значительным сокращением открытой тендерной информации. Согласно расчетам автора в рамках проекта Центра политических исследований и аналитики, до 90% торгов только четырех монополистов («Укртранснефть», «Укрпошта», «Укртрансгаз», «Укрэнерго») уводятся в тень. Правда, они все же обязаны публиковать отчеты о своих закупках. А всех госзаказчиков обязали публиковать годовые планы своих закупок.

Кроме того, из-за дурацких формулировок этот закон «подвесил» частников-монополистов. Согласно одной из трактовок, при определенных условиях они также должны подчиняться законодательству о госзакупках, хотя никакого отношения к государству они не имеют (но это отдельная, занимательная история о головотяпстве парламентариев-регионалов).

Так что впору возмущаться топ-менеджерам монополий: как же так, Виктор Федорович, какое-нибудь КП с копеечным оборотом вы отправили на вольные хлеба, а мы о наших миллиардах должны отчитываться?!

Нехорошо получилось и с инициаторами закона об электронных госзакупках (см. «Тендерный Хундай»). Они-то рассчитывали на сливки с рынка в 325 млрд., а им оставили 70—80 млрд. грн. нищих бюджетников.

Как бы там ни было, очевидно, что «послідовність» президента Виктора Януковича заключается совсем в другом. В установлении централизованного контроля над финансовыми потоками, а не в искоренении коррупционных схем. А уж о последовательности принятия решений в его штабе и говорить не приходится…

А что же вся королевская рать?
Перед принятием президентом того или иного законодательного решения заинтересованные ведомства направляют ему свои предложения — ветировать или нет. В случае с законопроектом №9634 речь идет о Минфине, Минэкономики, АМКУ и Минюсте.

У Минфина замечаний к законопроекту вообще не оказалось. Это очень странно. Как правило, Минфин любого государства бьется за каждую копейку под его контролем. Впрочем, сразу два источника в правительстве сообщили, что новый министр финансов Юрий Колобов реагирует на принятие ключевых решений следующим образом. На каждое готовятся два заключения: один — «за», а второй — «против». С железными аргументами. А ход дается тому, которое соответствует мнению «старших товарищей». Колобов помнит, чьим указом он назначен и кто его может снять…

Минюст указал на правовую несогласованность норм законопроекта с другими законами и Конституцией.

Минэкономики рекомендовало президенту вернуть законопроект в Раду со своими предложениями (как это произошло в 2011 году). Среди ключевых замечаний — «с целью обеспечения прозрачности и открытости» предусмотреть «норму относительно необходимости обнародования информации о закупках, которые будут осуществляться госпредприятиями за собственные средства». Порядок обнародования устанавливало бы министерство как уполномоченный орган в сфере госзакупок. В письме также утверждается, что «выведение из-под действия закона определенных товаров, работ и услуг уже привело к временной приостановке предоставления Украине секторальной бюджетной поддержки» со стороны ЕС.

Письмо подписано Анатолием Максютой, первым замом Петра Порошенко. Впрочем, источник в президентской администрации утверждает, что, в конце концов, Кабмин поддержал законопроект.

Как бы там ни было, судим по делам. Порошенко в отставку из-за этого не подал. А стоило бы. Будь европейские ценности его ключевым приоритетом.

А вот глава Антимонопольного комитета Василий Цушко рекомендовал ветировать законопроект. Правда, не из соображений открытости и прозрачности. Законопроект усиливает полномочия Минэкономики в сфере мониторинга госзакупок. По его результатам министерство уже проводит проверки и дает рекомендации относительно соблюдения тендерного законодательства. Усиление этих функцией, по мнению В.Цушко, «будет приводить к возникновению постоянного конфликта интересов с органом обжалования», коим является АМКУ.

Более того, «комитет подчеркивает, что такие случаи уже происходят». И приводит пример с закупкой ГП «Международный аэропорт „Борисполь“ пожарных машин весной этого года. В ответ на жалобу участников АМКУ из-за нарушений отменил закупки. Минэкономики проверило те же закупки и установило, что с ними, наоборот, все нормально. Вооружившись этим выводом, аэропорт отправился в Окружной административный суд. И, вполне вероятно, добьется отмены решений АМКУ…
P.S. Экс-министр экономики Богдан Данилишин из пражского далёка отметил, „с введением в действие этого закона госзакупки как таковые можно считать обычным базаром“, „то, за что преследуют меня, уже узаконено“. А „лидеры Тендерной палаты“, с которыми он боролся, „сегодня в Партии регионов“…

Андрей Марусов

 
 
 
Виктор Федорович Послідовний , 8.47 из 10 базируется на 96 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.