Проблема Украины в том, что настоящая избирательная кампания и грядущие парламентские выборы не несут стране и живущим в ней избирателям никакой новой парадигмы. Все это мы уже видели много раз. Пытающаяся усидеть на нескольких стульях власть со своей многовекторностью, загнанная в этнографический заповедник национал-демократии оппозиция, пара-тройка виртуальных проектов (в надежде на «авось клюнут») и вечно неверные ленинцы.

Расклад не нов и потому печален. Опять есть «реакционеры» , «прогрессивные оппозиционеры» (а на самом деле еще более консервативные и ретроградные) , «новые проекты» (партия спортсмена и партия красивой женщины, например), и те, которые «за трудовой советский народ» (ну, те, что надев дорогие часики борются с роскошью).

Почему все так уныло и бесперспективно?

Значит ли это, что украинский избиратель хочет заполучить парламент, набранный именно из вышеперечисленного ассортимента? Неужели Украина так и останется в плену плесневелых фетишей типа «бесконечных улучшений жизни» и не менее бесконечного «похода в Европу»?

Классическая политическая мысль утверждает, что в молодом демократическом обществе появляются те политические силы, на которые есть запрос у этого самого общества. Сегодня в век постмодерна, это не совсем так Сегодня сытым массам наплевать на то, кто ими управляет, лишь бы без потрясений и посягательств на относительный комфорт.

Дело в том, что модель господствующей политической системы в цивилизованном мире была сформирована сто, а то и сто пятьдесят лет назад. Технологии настолько изменили социальные отношения в мире, что вся эта партийная система в своем «первобытном» виде сегодня уже не адекватна. По сути, она смешна. Это безжизненный симулякр. Его прообразом является показываемый по ТВ митинг с проплаченной массовкой.

Все эти партии и блоки не являются выразителем интересов народных масс. Потому как индивидуальных интересов бесконечно много и их можно тихонько удовлетворять виртуальными симулякрами, а большой коллективный интерес даже сформулировать трудно. В результате, внутренняя политика — это просто игры, в которые элиты играют со своим народом. Массовому избирателю уже давно никто не нужен, степень отчуждения в обществе все дальше уводит каждого отдельного человека от коллективного делегирования полномочий каким-то там партиям.

Эта ситуация характерна для всего мира. На Западе массы поддерживали эти игры элит лишь по той причине, что иллюзия согласия с их правилами гарантировала им сытость и стабильность. Но вот первые проблемы и колос либеральной партократии трещит по швам, народы южной Европы уже не хотят играть в виртуальную политику.

В Украине все только еще мрачней и гаже. Местные элиты играют в одни и те же надоевшие скучные игры с понятным и бесперспективным для населения концом и не могут предложить ничего нового.

Опять раскладка 90-х годов, опять единственная надоевшая пьеса для металлургического пианино. Много новых актеров, но все те же роли и реплики. Зрителю давно не интересно, но его заставляют покупать билеты в бесславный театр абсурда.

Элиты, как провластные, так и оппозиционные всеми силами стараются законсервировать ситуацию, боясь непрогнозируемых перемен по отношению к своей собственности. Господа боятся настоящих изменений. Иногда они даже имитируют бархотные революции – бури в стакане воды, не несущие реальных изменений.

Протянуть, пролезть, «своего не потерять», пробраться, откупиться, переметнутся вовремя туда, а потом если потребуется обратно (а что такого, вот футболисты же могут клубы менять…).

Вот только не понимают украинские элитарии, что сегодня достаточно внешних и внутренних факторов, способных поломать им и без того плохую игру. Разгорающийся экономический кризис в Европе, неспокойствие в России могут сильно изменить ситуацию в Украине и спровоцировать переход к реальной, а не виртуальной политике.

Что же транслируют народу главные действующие группировки политического процесса. Давайте отбросим мишуру высокопарных слов, щедрых обещаний и неискренних заверений. И посмотрим, что на самом деле происходит между теми, кого выбирают и теми, кто выбирает.

Власть. Как это принято в украинской политической традиции (конечно, если уместно называть 20-ти летний опыт традицией), правящая партия, принадлежащая господствующим финансово-промышленным кланам, не мудрствуя лукаво начала активные действия на двух давно проверенных направлениях: жители восточных и южных регионов и всевозможные бюджетники в широком смысле этого слова. Для первых запустили тему со статусом русского языка, для вторых, как всегда, готовятся серии всевозможных мелких подачек и условных преференций. В ответ благодарный электорат готов отдать свои голоса «за стабильность», «не приход к власти пещерных националистов» и старосоветскую сбербанковскую тысячу. Просто проверенно и в ближайшей перспективе продуктивно, тем более, что небогатые бюджетники ходят голосовать лучше остальных.

Оппозиция: с удовольствием повелась на провокацию власти, самоубийственно отрезав все перспективное и современное, погрузила томное тело в мелкое национал-демократическое болото. «Пусть процентов у нас мало, зато все свои». Оно и понятно — для того, чтобы оппозиции набирать голоса и получать всенародную поддержку, надо изменятся и быть современной и актуальной, а это тяжело. Куда легче показывать по телеку перезрелых мальчиков, у которых кроме языка больше ничего и нет (все остальное уже давно контролируют выходцы из известного региона). Вот и недавно, оппозиция выпустила на экраны телевизоров чудесный красно-белый ролик. Он очень показателен в контексте той бесперспективности оппозиционной тусовки, которая есть в Украине на данный момент. Для полной картины не хватает только одного выдающегося бородатого оппозиционера с пастерским обращением к электорату.
Впрочем «маленький, но свой» результат они себе уже обеспечили.

Бытовая русофобия откликнется на призыв господ из рекламного ролика и приведет к избирательным урнам проигравшее меньшинство. Правда, объединенной оппозиции не стоит рассчитывать на всех. Родственные партии специализирующиеся на окучивании русофобского электората тоже попытаются отхватить свои куски. Вряд ли они будут на уровне проходного бала, но как это водится в украинской традиции «Сам не гам и другим не дам».

Технологи телевизионных политических проектов резонно полагают, что в этой мутной водичке, можно половить рыбу. Что при вышеописанном дубовом раскладе на консервативную власть и на не менее консервативную оппозицию остается достаточно бесхозного электората, который можно прибрать к рукам. Но тут есть свои сложности. Откровенный и циничный виртуализм этих проектов в обществе перекормленном рекламой товаров и услуг продвигается туго. Украина не Индия, а проходной барьер выше, чем раньше. Денег могут потратить много, а результат до 5-ти процентов может не дотянуть. Все помнят проект «Озимого поколения»… .

Очень жаль, что в Украине нет современного эффективного левого проекта. Те, кто сегодня пасется на левом поле, просто точат траву и занимают чужое место. В контексте грядущих глобальных и европейских экономических и социальных перемен новые левые проекты станут весьма популярны.

Только слепой не видит, как трещит по швам рваный кафтан мировой экономики, как реальная политика возвращается на улицы европейских городов. Что будет с евро? Как будут лататься дыры экономик стран южной Европы? Нужна ли Украина Европе в этом контесте? Как отразятся события в Европе, мире и России на Украине? Эти вопросы могут получить свои неутешительные ответы уже осенью и ближайшей зимой. А пока мы ползем к скучным и безрадостным выборам выборам одного и того же вчерашнего и уже успевшего прокиснуть завтра.

Михаил Слесаренко

 
 
 
Выборы без выбора , 7.81 из 10 базируется на 96 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.