Ушедший 2011 год запомнился громкими отставками и массовой сменой европейских правительств. В большинстве случаев прежние кабинеты потерпели фиаско в борьбе с долговым кризисом и потеряли вотум народного доверия. Им на смену пришли новые, в основном правые или коалиционные правительства. Аналитики отмечают, что левым силам все сложнее бороться за голоса электората, но при этом не уверены, что новые политические лидеры смогут добиться более впечатляющих результатов.

Щедрость до кризиса доведет

Если взглянуть на карту Европы десятилетней давности, то можно обнаружить, что в 14 странах, находящихся на конец 2011 года в ЕС, у власти были левые и лишь в 13 – правые. Правда, было это во время сравнительного экономического благополучия: рост ВВП в зоне евро был хоть и невысоким (менее 1%), но довольно стабильным, уровень госдолга в странах с единой валютой лишь ненамного превышал установленную сейчас норму в 60% и составлял около 69% от ВВП. Неудивительно, что социалисты охотно тратили деньги, чтобы обеспечить себе еще большую поддержку населения – увеличивали социальные расходы, поддерживали мигрантов и их интеграцию в относительно дружную европейскую семью.

Однако недовольство населения многих стран чрезмерными тратами на соцподдержку малоимущих начало расти еще до финансового кризиса 2008 года. В некоторых, наиболее благополучных, странах она действительно приняла абсурдные размеры. Так, многие эмигранты из России, проживающие в Германии, до сих пор предпочитают не работать, а жить на «социалку», поскольку размер пособий вполне достаточен для неплохого существования. При этом работающие немцы уже много лет платят весьма высокий подоходный налог – до 45% от зарплаты.

Еще одна проблема, с которой столкнулась, например, Франция, – это ситуация с мигрантами, прежде всего из Африки. Они так и не смогли (а точнее, не захотели) интегрироваться в общество, не оправдав надежды сторонников мультикультурализма. В 2005 году Франция оказалась охвачена поджогами и массовыми беспорядками. В итоге нынешние, уже правые главы правительств и стран, в том числе Ангела Меркель и Николя Саркози, были вынуждены признать, что мультикультурализм, столь активно внедряемый их предшественниками, в первую очередь левыми, потерпел крах.

Марш, марш правой!

На конец 2011 года в Европе осталось всего пять стран с левым правительством, две – с нейтральным (технократический кабинет в Италии и коалиционное правительство в Греции). В остальных же 20 странах к власти пришли правые силы. Правда, не все политологи объясняют подобные политические метаморфозы исключительно разочарованием населения в социалистах. Во многом триумф правых является совпадением, считает руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер. «Действительно, в целом консерваторам больше доверяют в кризисные периоды времени как более опытным. А когда все хорошо, у власти неплохо проявляют себя и левые, проводящие социальные реформы. Но сейчас, в данной фазе кризиса, в проигрыше оказались те, кто были у власти, – и так совпало, что было больше левых. Поэтому им пришлось уйти. В Италии и Греции – ситуация особая. В Италии, напротив, пало правое правительство. Новый итальянский премьер – крупный госчиновник, глава коалиционного греческого кабинета – специалист по финансам. Сейчас в кризис все – и левые, и правые – правительства вынуждены действовать одинаково, решать общие вопросы», – сказал РБК daily г-н Швейцер. Кроме того, по его словам, не нужно забывать и о том, что в регионах даже тех стран, где центральное правительство является правым, могут быть сильны и левые либо левоцентристские движения. Так, в Германии в земельных правительствах более активно, чем в федеральном, представлены «зеленые» и социал-демократы.

Действительно, пришедшие к власти в прошлом году в проблемных странах – Испании, Португалии, Греции и Италии – кабинеты будут пытаться решать бюджетные проблемы теми же методами, что и их предшественники, то есть экономить: урезать зарплаты госслужащим и сокращать число рабочих мест, вводить новые и увеличивать старые налоги. В целом обновленные правительства просто утверждают те весьма суровые меры, которые были предложены прежними министрами. Иных способов борьбы с кризисом просто нет. Да и ранее щедрые МВФ, ЕС и ЕЦБ готовы предоставлять помощь лишь на жестких условиях.

«Левым партиям в Европе сейчас не хватает поддержки, поэтому им проще действовать теми же методами, что и правые, чем мобилизовать левый электорат и реализовать более радикальные меры», – сказал РБК daily профессор Лондонской школы экономики Джонатан Хопкинс.

Пока социалисты и консерваторы не слишком успешно борются с кризисом, на арену выходят правые популистские партии и движения. «Из-за ухудшающихся экономических условий широкие слои населения теряет ориентиры и ценности. Эти потери выражаются в чувстве неуверенности и отчуждения. Этими процессами пользуются правые популисты и правоэкстремистские партии. В основном они являются национальными, хотя в последние годы проявляется тенденция к их транснационализации», – рассказал РБК daily профессор Университета Дуйсбург-Эссен Оливер Шварц.

Так, например, в Германии в последние годы усилились позиции национал-демократов. А во Франции, где в этом году пройдут президентские выборы, согласно недавнему опросу организации Ifop, рейтинги Николя Саркози, кандидата от социалистов Франсуа Олланда и лидера ультраправой партии «Национальный фронт» Марин ле Пен примерно равны: 24, 27 и 20% соответственно. При этом популярность первых двоих за последний месяц слегка упала, а г-жи Ле Пен – немного выросла.

 
 
 
Европейские социалисты пали жертвой финансового кризиса , 9.42 из 10 базируется на 100 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.