Для США выборный 2012 год обещает быть непростым: замедление экономического роста, высокий уровень безработицы, отголоски кризиса зоны евро и сохраняющаяся возможность дефолта, одна угроза которого уже стоила стране высшего рейтинга по версии Standard & Poor’s. Однако последняя макроэкономическая статистика внушает оптимизм. А значит, действующего главу государства Барака Обаму еще рано записывать в президенты одного срока.
Выборы президента США состоятся 6 ноября 2012 года. Одновременно пройдут выборы в палату представителей конгресса, которую уже контролируют республиканцы, и будет переизбрана треть членов сената, где пока еще хозяйничают демократы.
Несмотря на то что обамомания давно прошла, простые американцы склонны в большей степени поддер-жать нынешнего президента, нежели его оппонентов-республиканцев. Согласно совместному опросу газеты The Washington Post и телекомпании ABC News, 49% американцев одобряют действия нынешнего главы Белого дома. На руку Обаме сыграли последние макроэкономические данные: безработица в ноябре сократилась до 8,6%, инфляция замедлилась до 3,4%, число строящихся новых домов выросло на 9,3%, а десятилетние гособлигации сохранили за собой статус «тихой гавани» на фоне кризиса в Европе. В то же время МВФ обещает довольно неплохие итоги 2011 года и сносный 2012 год: рост экономики составит 1,5 и 1,8% соответственно.
Время вновь давать обещания
На счету у лауреата Нобелевской премии мира немало заслуг: договор об ограничении стратегических наступательных вооружений с Россией, убийство «террориста номер один» Усамы Бен Ладена, окончательный вывод войск из Ирака (последние американские войска покинули эту страну в декабре) и план по уходу из Афганистана к 2014 году. Америка ввязалась в эти две войны на Востоке еще при республиканце Джордже Буше-младшем. И политологи ожидают, что в предвыборной гонке слоган времен Вудро Вильсона «Он вытащил нас из войны» прозвучит не раз.
Но успехи во внешней политике никогда не были решающими для американцев, которых куда больше беспокоит состояние дел дома. В 2008 году Обама, молодой сенатор из Иллинойса, заставил поверить весь мир, что «Да, они могут!», триумфально выиграв выборы. Тогдашний кандидат в президенты обещал провести радикальную реформу здравоохранения, активно поддерживать малый бизнес, стимулировать инновации и развивать альтернативную энергетику. Промежуточные выборы 2010 года стали проверкой демократов на прочность, которую те с треском провалили: Республиканская партия отобрала большинство в Палате представителей. Главной причиной проигрыша стало недовольство электората, который посчитал, что демократы, санкционировав многомиллиардные пакеты помощи автопроизводителям и банкам, забыли о нуждах простых американцев. Новый расклад сил на Капитолийском холме обернулся серьезными неприятностями не только для президента, но и для всей страны. В августе этого года разногласия двух партий по вопросу сокращения дефицита бюджета и увеличению лимита госдолга поставили страну на грань технического дефолта. И хотя в итоге компромисс все же был достигнут, агентство Standard & Poor’s все же снизило рейтинг США с AAA до AA+.
Судя по нынешней предвыборной программе, Обама услышал призыв американцев, сделав ставку на средний класс. Среди главных обещаний — программа на 447 млрд долл., которая должна помочь снизить безработицу, упразднение налоговых послаблений для семей, зарабатывающих более 250 тыс. долл. в год, а также расширение квот для иммигрантов. «Обаме стоит наращивать лояльный электорат за счет чернокожих, латиноамериканцев и хорошо образованных белых, особенно женщин. Доля латиноамериканцев в США неуклонно растет, и почти все они проголосуют за демократов, так как республиканцы вовсю демонстрируют желание ужесточить политику в отношении иммигрантов», — сказал РБК daily аналитик EIU Стивен Лесли.
Советники Обамы уверены, что в 2012 году в США, где действует система непрямых выборов, президент получит голоса более 270 выборщиков (необходимый для победы минимум). По словам руководителя кампании Джима Мессины, они рассмотрели сценарии, которые учитывают различные преференции колеблющихся штатов. Так, «Западный путь» ведет к потере Флориды, но завоеванию Колорадо, Нью-Мексико, Невады и Айовы, что в сумме даст 272 голоса. «Южный путь» обернется утратой Огайо и Флориды, но принесет Северную Каролину и Виргинию (274 голоса).
Чтобы гарантировать победу наверняка, уровень безработицы должен снизиться к концу 2012 года хотя бы до 7,9%, подчеркивает политический консультант Мэтью Доуд. Пока ни одному американскому президенту не удавалось пойти на второй срок при безработице выше 6% (исключение составил только Рональд Рейган: показатель в день выборов в 1984 году составил 7,2%). Это не единственный антирекорд, который может установить Обама в случае переизбрания. Согласно другому влиятельному опросу Gallup, сейчас действия президента поддерживают только 42% американцев — до сих пор ни один глава государства не мог удержать пост, если его рейтинг поддержки был ниже 47%.
Нехаризматичные соперники
Политологи не устают повторять, что главное преимущество Обамы — слабость кандидатов от «слонов». Ни один по харизме не может сравниться с действующим президентом, кроме того, демократы изрядно постарались, чтобы выставить республиканцев бессердечными людьми, которые действуют в интересах «жирных котов» и превратили конгресс в сборище лоботрясов и бездельников. «У американцев будет выбор между лидером, который уже доказал, что вывести страну из экономической трясины он не способен, и тем, который эту свою неспособность доказать еще не успел», — едко отмечает американский экономист Джозеф Стиглиц.
Судя по тому, как тратятся рекламные доллары, в стане Обамы уверены, что оппонентом президента станет бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни, который был одним из главных соперников сенатора Джона Маккейна на праймериз 2008 года. Ромни относится к когорте политиков центристского типа, которые обычно служат консолидирующей силой в партии. Его политическая программа заметно умереннее, чем у оппонентов (обещает увеличить рост экономики за счет снижения налогов для топовых корпораций, отмены основного налога и налога на дивиденды для части граждан, а также ослабления профсоюзов и меньшего регулирования бизнеса). Однако в глазах консервативного крыла Ромни слишком либерален. Сторонники «Движения чаепития» беспокоятся, что в Белом доме тот не будет отстаивать их интересы, а пока же просто говорит все, что угодно, лишь бы всем угодить. Их сомнения только усилились после того, как в YouTube попал ролик времен кампании 2002 года. В нем Ромни признается тележурналисту, что не относит себя к «преданным сторонникам республиканцев», а считает себя «умеренным» и «прогрессивным» (слова-табу для кандидатов-2012).
Еще хуже обстоят дела у второго кандидата — губернатора из Техаса Рика Перри. До последнего времени у него были неплохие шансы выиграть право представлять партию, в которую он, кстати, переметнулся от «осликов» в 1980-х годах. Краеугольным камнем его экономической программы стал план по снижению безработицы за счет уменьшения экологического регулирования и расширения энергетического рынка США. Способность Перри справиться с ситуацией на рынке труда всячески подчеркивалась благоприятной статистикой, согласно которой в активе губернатора создание в родном штате большого количества рабочих мест — 900 тыс. за десять лет и, соответственно, один из самых низких уровней безработицы — 8,2%. Но череда скандалов отбросила Перри в конец рейтинга. Сначала выяснилось, что на камне у ворот его поместья красуется надпись Niggerhead, что гарантировало ему репутацию расиста. Главная же оплошность случилась с губернатором на предвыборных дебатах, где он забыл название агентства, которое хочет упразднить. «Когда я стану президентом, я закрою три правительственных агентства: по образованию, торговле и…какое же третье…сейчас…образования, торговли и… я не могу, третье. Нет, не могу, извините. Упс». По мнению политологов, «Упс» похоронил все его шансы. «В Америке действующему президенту подобные оплошности еще могут простить. Например, Рональд Рейган все время путал страны Латинской Америки. Но кандидату — никогда», — сказал РБК daily заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин.
На данный момент самый высокий рейтинг у ветерана американской политики Ньюта Гингрича, который вошел в историю США как идеолог «республиканской революции»: в 1994 году его партия впервые за 40 лет получила контроль над палатой представителей. План г-на Гингрича считается самым благоприятным для богатейшей прослойки американцев. Политик хочет ввести единый налог 20%, тем самым налоговая ставка для богатых станет даже меньше, чем у среднего класса. В результате 1% зажиточных домохозяйств смогут сэкономить до 430 тыс. долл. налогов, в то время как 0,1% с доходом более 8 млн долл. в год — 2,3 млн долл. Реформа позволит половине представителей среднего класса сэкономить всего 650 долл., тогда как другой половине она не принесет никакого облегчения. Более того, по подсчетам Центра налоговой политики, план Гингрича обеспечит уже в 2015 году увеличение дефицита бюджета на 1,3 трлн долл. Шансы Гингрича на победу в праймериз неплохие, но за ним закрепился образ консерватора, который может отпугнуть либеральную часть республиканцев. «Консервативный республиканец мог прийти в начале 1980-х при Джимми Картере, когда была стагфляция, война в Афганистане, отдан Панамский канал, а сотрудники американского посольства в Тегеране сидели в заложниках. Скорее всего, в партии предпочтут кандидата более центристского типа», — полагает Алексей Макаркин. Впрочем, даже ультраконсерваторы в конечном итоге могут оказаться против его кандидатуры — всему виной личная жизнь Гингрича. Тот был трижды женат, при этом с третьей женой, которая младше его на 23 года, он вступил в интимную связь еще во время второго брака.
Топ-10 обещаний Барака Обамы
Источник: PolitiFact
Юлия Калачихина
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.