Федеральная резервная система (ФРС), центральный банк страны, в письменном тексте, распространенном в среду, 25 января, и в тот же день на пресс-конференции устами Бена Бернанке (Ben Bernanke), главы ФРС, объявила сразу о нескольких важных, во многом сенсационных, решениях. Это стало неожиданностью для финансовых рынков, но неожиданностью приятной. Во всяком случае, первоначальная реакция биржи была однозначно положительной. Бернанке фактически подставил плечо и экономике, и демократической администрации – это в период, когда предвыборная борьба обостряется. Соответственно, усилится и критика Бернанке со стороны недовольных его курсом.

Оставляя в стороне технические детали и термины, обобщим в нескольких пунктах, чем же Бернанке так впечатлил рынок. Во-первых, было объявлено о продлении до конца 2014 года срока, в течение которого центробанк будет удерживать процентные ставки на практически нулевом уровне. Напомним, что до этого такой срок был ограничен серединой 2013 года. Продление на полтора года – это очень важный шаг.

Во-вторых, центробанк сделал то, чего до этого никогда не делал – объявил публично, каков целевой темп инфляции — два процента в год. При этом было подчеркнуто, что реальные темпы инфляции в этом году и в следующем ожидаются ниже двух процентов. Агенство Рейтерс назвало «историческим сдвигом» решение ФРС впредь знакомить рынки с тем, каким целевым темпом инфляции руководствуется банк.

В-третьих, центробанк понизил свой прогноз темпа роста американской экономики – на текущий год это теперь от 2.2% до 2.7% вместо вилки 2.5% — 2.9%, о которой говорилось в заявлении центробанка в прошлом ноябре. Дан и другой интервал на 2014 год: 2.8% — 3.2% вместо прежнего 3.0% — 3.5%.

Особо следует сказать о том, что Бернанке провел пресс-конференцию и ответил на вопросы, касающиеся решений центробанка. И обнародование целевого темпа инфляции, и прессконференция – это то новое, что делает Бернанке в рамках проводимой им политики большей открытости центробанка.

Теперь о критиках курса дешевых денег, проводимого центробанком. Как оставшиеся четверо республиканских кандидатов в президенты, так и отсеявшиеся, если и были в чем-то едины, так это в критике Бена Бернанке и в намерении, если любой из них становится президентом, не предлагать конгрессу утвердить Бернанке на новый срок. После решений, объявленных в среду, можно ждать только усиления критики с этой стороны.

В политике немало цинизма, а курс центрального банка – это очень большая политика. Можно ведь сказать и так: Бернанке нечего терять, и он откровенно подыгрывает демократам, в случае победы которых ему будет предложено пойти на второй срок (нынешний заканчивается 31 января 2014 года).

Думается, что подобные предположения, вероятнее всего, беспочвенны и несправедливы – если, конечно, не считать, что в коридорах власти нет больше людей, способных к служению своей стране, и остались только те, которые смотрят на двери, через которые можно выйти на уютные высокооплачиваемые должности в крупных компаниях и банках.

Примеров того, как работают так называемые «вращающиеся двери», много. В числе самых ярких – Роберт Рубин. Из «Голдман Сакс» он ушел на пост министра финансов при президенте Клинтоне, а потом вернулся на Уолл-стрит, в «Ситигруп». Ядро этой компании – один из крупнейших коммерческих банков, «Сити». В  «Ситигруп» Рубин пробыл до начала 2009 года. Рубин – один из крупнеших финансистов современности, и многие десятки миллионов долларов, которые он получил в «Ситигруп», в этом свете вполне закономерны. Есть, правда, такая деталь – на глазах у Рубина надувался гигантский пузырь на рынке недвижимости, а банк, в котором он в те годы работал, активно поучаствовал в процессе – возражения Рубина против этого, по меньшей мере возражения публичные, неизвестны. Потом, когда пузырь лопнул, «Ситигруп» попал в сложное положение. В ноябре 2008 года государство вынуждено было – за счет налогоплательщиков – бросить банку многомиллиардный спасательный круг. После чего Рубин и ушел из «Ситигруп».

Бен Бернанке не работал на Уолл-стрит. В прошлом он – университетский профессор, посвятивший много времени изучению  Великой депрессии и написавший книгу о том периоде. Вероятно, стране и нам всем повезло, что именно такой человек стоит во главе ФРС в период, который многие называют Великой рецессией. Если он уйдет со своего поста победителем, можно будет только пожелать ему хорошей – и спокойной – должности в бизнесе. Свою долю борьбы он сполна выбирает на нынешнем посту.

В этой связи надо подчеркнуть, что Бернанке ведь принимает решения не единолично – голосуют члены так называемого Комитета по операциям на открытом рынке. Таковых в каждый данный момент двенадцать. Далеко не все решения принимаются единогласно – Бернаке приходилось сталкиваться и с несогласием сразу трех членов комитета. Решения же, о которых сегодня шла речь, были приняты одиннадцатью голосами из двенадцати. Бернанке специально отметил на пресс-конференции, что главное решение – о поддержании предельно низких процентных ставок на период до конца 2014 года – выходит за рамки срока его полномочий. Его, но не нескольких других членов комитета. Поэтому, сказал Бернанке, речь уже сегодня фактически идет о преемственности.

Соглашаясь или нет с курсом центробанка, нельзя не отметить и тот факт, что ФРС стремится обозначить перспективу, дать бизнесу ясность, которой ему так не хватает в целом ряде ключевых сфер (налоги, бюджетные дефициты и т.д.). Конечно, плюс к этому хотелось бы надеяться, что перспектива обозначена правильно.

 

Tags

 
 
 
Бен Бернанке попал под критику , 7.75 из 10 базируется на 90 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.