Пока крупные отечественные фабрики «одевают» Западную Европу, украинский рынок заполняют импортные товары. Составить конкуренцию наплыву одежды из-за рубежа под силу мелким и средним швейным предприятиям Киевской и Харьковской областей.

Изобилие одежды зарубежных модных брендов, представленной в торговых центрах крупных городов Украины, — явление привычное. За годы присутствия на отечественном рынке заморским производителям удалось закрепиться в большинстве ценовых категорий. Поскольку ниша дешевой одежды давно оккупирована китайскими товарами, большинство отечественных предприятий пытаются продвигать продукцию в сегменте «средний минус». Безусловно, не все украинские производители находятся в такой ситуации, однако эти исключения скорее подтверждают правило, чем дают повод рассуждать о тенденции к «выздоровлению» отрасли. И сейчас у отечественных предприятий есть шансы, главное — разработать эффективную маркетинговую стратегию. Наиболее подходящие для швейного бизнеса Киевская и Харьковская области, а также «транзитные» города — Киев, Чернигов, Львов и Одесса. Такими их делает хорошая кадровая «кузница», удобное расположение для поставок сырья, тканей, фурнитуры и оптового сбыта готовой продукции.

Кадры решают все

Несмотря на то что фирмы по производству одежды существуют практически в любом регионе, основывать предприятие, способное конкурировать с уже закрепившимся на рынке игроками, целесообразно в хорошо известных швейными традициями областях. Причина в недостатке квалифицированных специалистов: в условиях экспансии дешевой и низкокачественной продукции из Китая место на отечественном рынке остается лишь для компаний, выпускающих добротную и сравнительно недорогую одежду. При этом, несмотря на то, что в стране есть два крупных вуза, готовящих специалистов швейного дела (в Ки­еве (КНУТД) и Харькове (УИПА)), держится украинский легпром отнюдь не на молодых специалистах. Костяк большинства предприятий составляют люди «советской закалки». Ведь до перестройки Украина была «швейным» центром Союза, поэтому здесь росли и набирались опыта нынешние профессионалы.

По словам Дмитрия Попова, руководителя КСК «Чексил» — крупнейшего украинского предприятия по производству шерстяных тканей (г. Чернигов), значительная часть заказчиков компании располагается в Киевском и Харьковском регионах. Эксперт отмечает, что именно здесь сосредоточено наибольшее количество фабрик, ориентированных на выпуск продукции для внутреннего рынка. Чернигов получает преимущество благодаря близости и к столице (150 км), и к границе. «Главная сложность, с которой сталкиваются предприниматели, пожелавшие открыть бизнес по производству одежды, — подбор квалифицированного персонала, — считает г-н Попов. — В нынешних условиях порог вхождения в сегмент низок: направление не требует больших инвестиций, да и сложностей с доставкой материалов, как правило, не возникает. В то же время все положительные стороны нивелируются нехваткой кадров. Безусловно, никто не исключает вариант обучения людей с нуля, однако гораздо проще начинать там, где этот этап пройден заранее».

Немаловажен тот факт, что крупные города лидируют в рейтинге по уровню зарплат. Следовательно, удешевить производство здесь крайне сложно. По утверждению Сергея Сивецкого, гендиректора столичной фабрики «Укрбрендпошив» (швейный цех, специализирующийся на пошиве корпоративной одежды, коллекций малых брендов и танцевальных, спортивных костюмов), главный аргумент для основания предприятия в Киеве — близость к клиентам. «Но если в Житомире зарплата швеи в 2500 грн считается вполне достойной, а во Львове — высокой, то в Киеве людей, готовых работать за эти деньги, днем с огнем не сыщешь, — отмечает предприниматель. — Поэтому постоянно приходится искать пути для снижения себестоимости товаров».

При этом Наталья Никитина, руководитель харьковской швейной фабрики Regent (пошив одежды под заказ), считает свой регион идеальным во всех отношениях: «Отсутствие в городе предприятий по производству тканей компенсируется другими факторами. В частности, у компаний, выпускающих одежду, не возникает проблем с подбором персонала: три профтех­училища и вуз полностью обеспечивают потребности работодателей. Кроме того, фабрики региона реже других сталкиваются с проблемой сбыта продукции: в городе работает крупнейший в Восточной Европе рынок «Барабашово» — место закупок оптовых торговых предприятий».

На вкус и цвет

Еще одна проблема для швейных предприятий — доступ к сырью. С одной стороны, отрасль нельзя назвать чрезвычайно зависимой от места производства и поставок тканей и фурнитуры: уровень логистических услуг теоретически мог бы позволить этому бизнесу активно развиваться практически в любой точке страны, если бы не одно «но». Наплыв дешевых товаров из-за рубежа вынуждает мелкие предприятия работать «дешево и качественно». Вследствие этого малому бизнесу непросто развиваться вдалеке от основных трейдеров и производителей необходимых материалов. Логично, что все эти компании по законам рыночной экономики находятся в городах, расположенных на пересечении международных транспортных путей. Речь идет о Ки­еве, Чернигове, Львове и Одессе. Отдаленность от них чревата дополнительными затратами.

Что касается качества материалов, используемых при производстве одежды, то здесь предпочтения фабрик различны: украинские компании используют как сырье отечественных производителей, так и импортное. Поправку стоит сделать лишь на ту продукцию, которая в Украине априори не производится — например, ткань из льна. Не в пользу отечественных материалов часто делают выбор предприятия, чьи производственные мощности основываются на вязальном оборудовании. «Мы предпочитаем работать с турецкой и прибалтийской пряжей, несмотря на то, что параметры сырья указывает клиент на этапе оформления заказа, — констатирует Ирина Стрельченко, соучредитель «Кировоградской трикотажной фабрики». — Материалы украинского производства проигрывают по качеству — виной этому несоблюдение параметров технологии покраски. Такая продукция часто линяет или бывает пережженной, что вызывает трудности при вязании и носке». Однако качество сырья — не единственная проблема для предприятий такого рода. Еще несколько лет назад производители пряжи предлагали различную расцветку, однако с наступлением кризиса фабрики и артели стали создавать запасы лишь для самой ходовой продукции. Изготовить партию пряжи нестандартного цвета производители готовы в течение двух недель — достаточно большого срока для вязальных предприятий.

У сугубо швейных компаний упомянутых регионов проблемы с сырьем возникают редко. Предпочтения в пользу того или иного производителя обусловлены в основном наличием необходимой расцветки. «Качество отечественных тканей вполне приемлемо как для швей, так и для покупателей, — полагает Елена Журавлева, соучредитель трикотажной фабрики «Орхидея» (г. Белая Церковь). — Поскольку основное направление нашей деятельности — производство детской одежды, определяющий фактор при выборе ткани — наличие сертификатов соответствия качеству: продукция не должна вызывать аллергию. Помимо отечественных мы используем пакистанские, польские, узбекские и турецкие ткани. Табу стала китайская продукция — у нее сертификаты качества, как правило, отсутствуют».

Намедни

Ситуация на отечественном рынке производства и продажи одежды сложная не только из-за кадровых и сырьевых вопросов. Официальная статистика «Укрлегпрома» говорит о критическом состоянии отрасли: рост по результатам 2011 г. замедлился на 1,5% и составил всего 6,7%. Динамика первых трех месяцев 2012 г. и того хуже: данные от предприятий свидетельствуют о падении объемов производства на 12%. Столь неутешительную статистику председатель «Укрлегпрома» Валентина Изовит ставит под сомнение: «Эти данные пока нельзя назвать окончательными по причине изменений в налоговом законодательстве. В сфере производства одежды и обуви работает 7700 предприятий, половина из которых — физлица. Реальные результаты их работы мы узнаем лишь в конце года, когда они отчитаются о доходах. И даже при этом сокращение производства налицо: снижение покупательной способности влечет падение спроса на готовую продукцию».

Парадокс отечественного рынка одежды в том, что зарубежные компании, активно выходящие на него, не смущает низкая покупательная способность украинцев. Так, за последние годы магазины торговых центров пополнились товарами американского бренда Gap, британских New Look и Topshop, испанских Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, немецкого New Yorker и др. Увеличились объемы продаж Limited Brands (Victoria’s Secret и Body Works), растут поставки марок TopShop, Zara и H&M. Однако экспансия зарубежной продукции относительно Украины несколько затормозилась. Подтверждение тому — снижение объемов импорта, обусловившее рост доли отечественных компаний на внутреннем рынке. Так, в 2011 г. в Украину было ввезено на 20% меньше швейных изделий, чем в 2010-м. И если еще три года назад в «Укрлегпроме» утверждали, что отечественным предприятиям принадлежит не более 10% рынка, ныне эта цифра возросла до 30–50% в зависимости от сегмента.

Коса на камень

Очередной проверкой на стойкость в ближайшем будущем для отечественных производителей станет рост цен. По мнению Валентины Изовит, это обусловлено прежде всего подорожанием энергоресурсов и сырья. Устойчивая тенденция к повышению себестоимости готовой продукции наблюдается уже не первый год, однако в борьбе за место под солнцем большинство швейных предприятий предпочитает работать в ущерб рентабельности. В связи с этим по сравнению с прошлым годом стоимость одежды возросла лишь на 0,3–0,4%. «Сложнее всего в нынешних условиях мелким предприятиям, которых на рынке большинство, — добавляет г-жа Изовит. — Отсутствие собственных дизайнеров и возможности инвестировать в новые технологии негативно сказывается на качестве их продукции, чем она и отталкивает потребителя».

В гораздо лучших условиях оказались крупные фабрики: их материально-техническая база и опыт сотрудников позволяют браться за выполнение больших объемов работ. Загрузку мощностей таких предприятий обеспечивают преимущественно заказчики из стран ЕС, чаще всего из Германии. В общей сложности в 2011 г. украинские производители экспортировали швейных изделий на сумму $3 млрд.

Помимо изобилия отечественных и зарубежных компаний на внутреннем рынке сложности для старых и новых игроков обеспечиваются «серыми» схемами импорта, а также продукцией, реализуемой через секонд-хенды. По словам Валентины Изовит, торговля контрабандной продукцией — крупный и прибыльный бизнес, не подразумевающий никакой ответственности за ввозимые в страну товары.

Взлетная полоса

Как и в любом бизнесе, в швейном производстве важно в первую очередь ориентироваться в спросе на тот или иной вид продукции и уже потом формировать наиболее востребованное рынком предложение. Следовательно, самый простой путь для стартапа — это ритейл. Именно этот вид деятельности позволяет изучить потребительский интерес. «В нашем бизнесе главное выстроить продажи, — рассказывает Олег Буряк, директор по внешнеэкономической деятельности компании «Надежда-Грандекс» (г. Мелитополь). — В зависимости от доступности финансовых ресурсов сначала лучше создать розничную сеть из 5–7 магазинов. Запуск одной такой торговой точки обойдется в $25–50 тыс. Следующий этап — открытие собственного производства. Исходя из экономической целесообразности, в Украине можно шить, например, базу коллекции — блузки, сорочки, юбки, брюки, платья и т.п., а аксессуары, такие как сумки, ремни и др. — импортировать».

Самое капиталоемкое и наиболее рентабельное направление — по изготовлению вязаной одежды. Основание такого предприятия подразумевает наличие минимум двух цехов — вязального и швейного. Цены на б/у вязальное оборудование стартуют с EUR8–10 тыс. Одна такая машина способна перерабатывать от полутонны до тонны сырья, чего вполне достаточно для небольшого предприятия, выпускающего в среднем 1 тыс. изделий в месяц. По словам Ирины Стрельченко, для стартовой инвестиции в предприятие, профилем которого будет производство вязаной одежды, EUR100 тыс. более чем достаточно при условии, что новоиспеченное предприятие будет работать на б/у оборудовании. Гораздо дешевле организовать сугубо швейное производство: стоимость одной профессиональной машины, по словам Натальи Никитиной, составляет 4 тыс. грн. Небольшой фабрике для создания рентабельного производства необходимо около 15 единиц техники. Таким образом, инвестировав примерно $15–20 тыс., в зависимости от региона, можно открыть мини-производство или артель.

Начиная бизнес по пошиву одежды, следует понимать, что если предприятие будет обслуживать не конкретных заказчиков, производя, к примеру, корпоративную униформу, а работать на массового потребителя, необходимо рассчитывать время на подготовку к новому сезону. Крупные производители тратят на пошив новой коллекции около полугода, мелким и средним компаниями для этого нужно не более трех месяцев. Помимо традиционных сезонов «весна-лето» и «осень-зима» в швейном бизнесе часто для равномерной загрузки производства готовят одежду и для промежуточных периодов «зима-весна» и «лето-осень».

Искусство продавать

Активная работа украинских предприятий на экспорт подтверждает тот факт, что они способны выпускать продукцию достойного качества. Однако что мешает этим компаниям реализовывать хотя бы часть продукции на внутреннем рынке? «Видиван», «Михаил Воронин» и Gregory Arber — вот, пожалуй, и весь перечень отечественных брендов, коллекции для которых шьются в Украине. Олег Буряк объясняет это неумением использовать различные маркетинговые инструменты для продвижения своей продукции. Популярность досталась именно мужским торговым маркам по причине стабильности вкусов их потенциальных покупателей. «Мужчина — это постоянный и надежный клиент, — считает эксперт. — Если качество купленной им вещи не разочаровало, он вернется в этот магазин еще не раз. Женщины не такие благодарные покупатели: за ними нужно гоняться, убеждать, удивлять. В своих приоритетах они редко бывают постоянными. Это качество будет решающим и при выборе детской одежды: расцветка и дизайн должны изначально впечатлить маму».

В завершение стоит лишь отметить, что благодаря стремительно меняющимся модным трендам регулярное обновление гардероба давно взято за правило всеми состоятельными слоями населения. Понимая это, нет смысла доказывать перспективность направления — фешн-индустрия всегда была и будет прибыльным бизнесом, независимо от того, чьи интересы обслуживает конкретная марка. Вопрос лишь в том, когда в Украине возрастет количество предприятий, грамотно использующих свои ресурсы, а также региональные особенности, и потеснит иностранные бренды.

Опыт

Елена Журавлева, соучредитель трикотажной фабрики «Орхидея» (г. Белая Церковь):
«80% выпускаемой нами продукции — детская одежда, однако в ассортименте также присутствуют товары для мужчин и женщин. Ставка на товары для самых маленьких обусловлена тем, что дети быстро растут и требуют частого обновления гардероба. Для нас это означает возможность постоянной загрузки производства. Однако мы только изучаем рынок и в будущем планируем охватывать гораздо больше категорий покупателей. Пока потребности производства обслуживают два дизайнера и 10–15 швей. Инвестиции в такое производство можно окупить в среднем за два года.
Главный враг для нынешних производителей одежды — импортеры китайских изделий. Экономия при дешевом импорте мнимая, и мы рады, что с каждым годом в Украине появляется все больше людей, делающих по этой причине выбор в пользу отечественного производителя».

Тамила Ивденко, руководитель компании «Шарм» (г. Орджоникидзе Днепропетровской обл.):
«Наличие швейного производства в нашем городе обусловлено во многом тем, что мужская часть населения задействована преимущественно в добыче марганца. Поскольку такая работа совершенно неприемлема для женщин, еще в советские времена здесь была организована швейная фабрика, благодаря которой обеспечивалась занятость всех жителей. Спустя некоторое время предприятие закрылось, однако профессиональные кадры остались. Собрав всех желающих, мы организовали небольшую производственную компанию. Сегодня в штате работают 15 швей, выпускающих в среднем 1,5 тыс. изделий в месяц. Продукцию мы реализуем через торговые точки, а также имеем собственные склады в Киеве и Одессе. Кроме того, товары фабрики продаются в магазинах Винницы, Днепропетровска, Измаила, Киева, Николаева, Одессы, Симферополя, Севастополя и др. Многие оптовые клиенты признаются, что раньше часто завозили продукцию из Турции, однако благодаря высокому качеству наших изделий и приемлемым оптовым ценам (от 80 до 130 грн) они смогли отказаться от прежней схемы работы».

Сергей Сивецкий, генеральный директор предприятия «Укрбрендпошив» (г. Киев):
«Работа нашей фабрики ориентирована на производство высококачественных коллекций одежды, костюмов для танцев и спорта. На данном этапе самая большая проблема — сложности с ввозом сырья, необходимых для швейного бизнеса материалов — поставки задерживаются на 3–4 мес. Поскольку наши объемы не позволяют работать с производителями напрямую, приходится сотрудничать с перекупщиками, которые, как правило, не могут предложить хороший ассортимент товаров. Так как мы выполняем заказы, размещаемые дизайнерами, проблем с загрузкой производства не ощущаем, однако сложности в продвижении продукции на рынок не всегда позволяют нашим клиентам активно развиваться и представлять свои бренды на прилавках столичных магазинов».

Юлия Самсонова

 
 
 
Секреты ремесла: как заработать на пошиве одежды? , 8.7 из 10 базируется на 90 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.