Правительство намерено финансировать в этом году только фермеров и частные хозяйства. Эксперты считают, что это означает одно — помощи не получит никто из сельхозпроизводителей. Ожидается, что этот лозунг поднимет рейтинги регионалов перед парламентскими выборами, сообщают «Экономические Известия».
Аграрное министерство вместе с профильным комитетом разрабатывают механизмы государственной поддержки мелкого и среднего фермера, а также так называемых единоличников. Мол, их доля в ВВП агросектора велика, и оставлять эту прослойку агрохозяйств без финансирования неправильно.
«В прошлом году в страны Европейского союза Украина экспортировала сельскохозяйственной продукции на сумму $2,8 млрд., из которых зерно составило лишь 30%. А внешнеторговый экспортный баланс с Россией у нас составил $3,5 млрд. Это говорит о том, что наша продукция пользуется спросом, завоевывает внешние рынки, и мы должны продолжать работать в этом же направлении»,— сказал вчера глава Минагропрода Николай Присяжнюк.
Он воздвиг эти результаты в ранг достижений именно фермеров и частных землевладельцев. «У нас на сегодня развилось три формы хозяйствования в аграрном секторе. Это крупнотоварные предприятия, фермерские хозяйства и единоличные селянские хозяйства,— перечислил министр. — Моя личная позиция: мы не будем разрушать ни одну из этих форм. Но государство (и мы на этом настаиваем) практически всю господдержку, которая будет выделяться в 2012 г. из бюджета, направит на поддержку фермеров, коллективных хозяйств и единоличников». Какой будет эта помощь, в министерстве пока не уточняют, но уже готовят почву для внедрения этих заявлений. Так ранее народные депутаты из профильного аграрного комитета заговорили о переориентировании помощи в АПК. «Мы уверены, что поддержку государство должно сосредотачивать на небольших аграрных хозяйствах, развивать фермерство»,— сказал зампредседателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергей Терещук.
Он считает, что крупные аграрные структуры в меньшей степени нуждаются в господдержке и способны «выжить самостоятельно», в то время как сейчас они претендуют на бюджетные средства наравне с небольшими фермерами. Критерии, по которым будет определяться, достаточно ли мало сельхозпредприятие, чтобы претендовать на господдержку, еще обсуждаются. «Это будет либо площадь земель в аренде, возможно, оборот. Пока работаем над этим»,— сообщил депутат Сергей Терещук.
Эксперты и сами фермеры оценивают свой вклад в выращивание сельхозпродукции высоко. Например, глава Союза обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов Иван Томич считает, что они обеспечивают не менее 50% ежегодных урожаев страны. И сетует на то, что помощь правительства уже давно не доходит к селянам среднего и мелкого уровней.
Директор консалтингового агентства «ААА» Сергей Наливка сообщил «і» о том, что аграрные компании средней руки (земельный банк составляет от 5 до 45 тыс. га) действительно выращивают половину агропродукции. «Крупные агрохолдинги, обслуживающие от 100 тыс. га земли, обеспечивают не более 10-12% сельхозпродукции. Еще примерно 40-45% производят аграрии, арендующие от 60 до 100 тыс. га. Таким образом, заявления господина Присяжнюка о роли фермерства не соответствуют действительности. «Фермеры обеспечивают не более 25% агропроизводства. К категории единоличников можно отнести жителей села, которые обрабатывают до 100 сотых земли, и поддержка этой прослойке — полный абсурд, поскольку здесь не идет речь о налаживании высокотехнологического производства, которое необходимо стимулировать государственными деньгами»,— считает господин Наливка.
Он же полагает, что сделанные господином Присяжнюком декларации о поддержке фермеров на самом деле следует понимать как сигнал того, что АПК вообще не будет финансироваться в этом году. «Смысл таких заявлений я вижу в поддержке рейтингов Партии регионов, которые пытаются снискать поддержку у этой прослойки населения»,— говорит он. И уточняет. «Средние агрофирмы — это как раз такая производственная сила, которая практически не пользуется кредитными ресурсами, потому что обходится собственными оборотными средствами. Рентабельность в таких предприятиях, как правило, самая высокая»,— говорит аналитик.
Представители средних компаний говорят о том, что получить господдержку — хлопотное дело. «Мне известны примеры, когда крупные агрохозяйства отказывались от полученных средств, так как потом им приходилось тратить практически половину такой помощи на откаты государственным органам, которые ее предоставляют»,— сообщил «і» руководитель мелкой агрофирмы.
Агрохолдинги действительно нуждаются в средствах, и больших средствах. Но, учитывая практику получения денег от государства, многие полагают, что лучше обойтись без такой поддержки. «Я считаю, что АПК надо обеспечить доступ к кредитным ресурсам. Об остальном они в силах позаботиться самостоятельно»,— считает гендиректор «Нибулона» Алексей Вадатурский.
Выходит, что чиновники декларируют помощь, которую мало кто ощущает. Но говорить — не значит делать. Этого у политиков еще никто не отнимал.
Наталья Кабаш
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.