Представители действующего правительства часто публично вспоминают об инвестиционном имидже Украины. Причем, если слушать исключительно заявления и комментарии госчиновников, легко может создаться впечатление, что в стране «стабильность», «впечатляющий рост экономики и инвестиций», а бизнес-климат день ото дня улучшается на фоне проведения «масштабных реформ». Однако на страницах авторитетных западных изданий все выглядит несколько иначе.

Нельзя сказать, чтобы западная пресса уделяла экономике Украины и ее бизнес-климату такое уж большое внимание. В большинстве случаев нашу страну упоминают в контексте анализа экономики развивающихся (пограничных, переходных) рынков либо экономики восточноевропейского региона. При этом иностранные обозреватели и аналитики часто ограничиваются лишь короткими яркими штрихами. Неблагоприятный инвестиционный климат, по всей видимости, уже набил оскомину и у читателей и у журналистов Западной Европы. Поэтому о нем пишут совсем кратко и до обидного прямо. Достаточно привести один наиболее яркий пример. Если в конце прошлого года отечественные СМИ как сенсацию подавали тот факт, что Украина опустилась со 134 в 2010 году на 152 место в 2011-м в рейтинге коррумпированности экономики, составленном Transparency International и соседствует в списке с Нигерией и Угандой, то западные деловые газеты подавали ту же информацию с подзаголовками «Нигерия по уровню коррупции опустилась до уровня Украины».

И все же об экономике Украины пишут. Прежде всего, к сожалению, напоминая читателям о ее неустойчивости и высокой вероятности дефолта. Как отмечали западноевропейские обозреватели, напоминание об уязвимости экономик стран Центральной и Восточной Европы еще осенью прошлого года привело к резкому сокращению инвестирования в эти страны. Наиболее уязвимыми странами, согласно докладу «ЮниКредит», могут оказаться экономики Украины, Турции, Польши. (Wagstyl, Stefan. UniCredit: watch Poland, Turkey and Ukraine for sudden capital outflows = [ЮниКредит: Польша, Турция и Украина в зоне риска оттока капитала] / S. Wagstyl // Financial Times. — London, 19.09.2011).

Прошлый год в целом для развивающихся рынков, к которым аналитики относят Украину, был очень непростым. На фоне опасений глобальной рецессии и огромной волатильности на рынках, инвесторы избавлялись даже от отдаленно рискованных активов. Украина потеряла больше всех — основной индекс (ПФТС) в 2011 г. упал на 40%. Что стало абсолютным рекордом года. Чарльз Робертсон, главный экономист Renaissance Capital, на страницах лондонской Financial Times отмечал, что проблемы Украины особенно разнообразны: «Она не смогла достойно ответить на повышение кредитных ставок для защиты своей валюты, не смогла подписать соглашение с ЕС об ассоциации из-за ситуации с Тимошенко и имеет постоянные энергетические проблемы с Россией. К тому же банки Украины испытывают массовое сокращение доли заемных средств». (Keohane, David BB 2011 awards: EM winners and losers = [Награды BeyondBrics 2011: Победители и проигравшие среди развивающихся рынков] / D. Keohane // Financial Times. — London, 30.12.2011).

Проблемы 2011 года, по мнению западных обозревателей, не исчезли в текущем году, а болезненно заострились. В конце прошлого года инвесторы получили очередную плохую новость из Украины. Миссия Международного валютного фонда оставила без одобрения возобновление кредитования в рамках программы финансирования в 15 млрд. долл. Миссия при этом выразила надежду, что теперь Киев скорее урегулирует свои разногласия с фондом — и, стиснув зубы, повысит цены на энергию для населения. В случае если инвесторы из МВФ окажутся не правы, Украина может столкнуться с резким сокращением средств, со всеми вытекающими последствиями для одной из самых хрупких экономик Европы, — предупреждала Financial Times. (Wagstyl, Stefan Ukraine & the IMF: nervous times = [Украина и МВФ: нервные времена] / S. Wagstyl // Financial Times. — London, 04.11.2011).

Разумеется, финансовая пресса не отрицает влияние на экономику Украины и западноевропейских проблем. Рецессия в еврозоне в этом году является весьма вероятной перспективой, впрочем, ее возможное влияние на неустойчивую экономику Украины остается пока неясным. Страна является очень уязвимой к мировым рискам вследствие зависимости от экспорта сырьевых товаров, прежде всего, стали. Если рецессия в еврозоне, на долю которой приходится около трети торговли Украины, будет ограничена, резкое падение ВВП Украины не предвидится. Но в случае нового раунда финансовых потрясений экономисты ожидают больших проблем именно для экономики Украины. (Olearchyk, Roman Ukraine: on the brink again? = [Украина: опять на грани?] / R. Olearchyk // Financial Times. — London, 01.02.2012).

Неоднозначно оценивают западные аналитики и показатели роста ВВП, которым так гордится украинское правительство. Как правило, по росту ВВП страны Центральной и Восточной Европы демонстрируют достаточно неплохие показатели, — отмечает Financial Times. ВВП в прошлом году имел самые высокие темпы роста в Турции, затем в Балтийских странах, Украине и Польше. Но рост ВВП происходил здесь с очень низких уровней массовой рецессии 2009 г. и не смог восстановить даже докризисный уровень. Широкая дисперсия темпов роста стран происходит через большие различия в состояниях здоровья экономик региона. Оценка уровней ВВП по сравнению с темпами роста показывает, что сильные экономики в Польше и Турции, затем в Чехии, Словакии и России. На другом конце шкалы Венгрия, Украина, Балканские государства и страны Балтии, которые, как и раньше, далеко позади. Расслоение восточноевропейских экономик по степени развития с каждым годом только усиливается, — отмечает автор статьи. (Cienski, Jan CEE: GDP growth — not the whole story = [Центральная и Восточная Европа: рост ВВП — это еще не все] / J. Cienski // Financial Times. — London, 20.03.2012).

Внимательно следят западные журналисты и за действиями государственных финансовых институтов. Причем в данном случае оценки их политики не всегда негативны. Украина по примеру ряда государств Центральной и Восточной Европы снизила процентную ставку в ответ на замедление экономического роста, пишет Стефан Уэгстил в блоге Financial Times. Национальный банк Украины заявил, что снизил ставку рефинансирования на 25 базисных пунктов, до 7,5%, что стало первым сокращением с августа 2010 года. Этому решению предшествовало сокращение учетных ставок во многих странах Центральной и Восточной Европы, включая Сербию и Румынию. Но снижение не носит универсального характера: Россия, Польша и Чехия сохраняют свои ставки, а Венгрия даже повышает. Как ожидается, экономический рост Украины в 2012 году замедлится с 5% до 3,9%, напоминает автор, поэтому снижение ставки, хоть и крайне неожиданно, но вполне оправданно с точки зрения оживления экономики. (Wagstyl, Stefan Ukraine: surprise rate cut = [Украина: неожиданное снижение ставки] / S. Wagstyl // Financial Times. — London, 22.03.2012).

Очень мало внимания западная пресса уделяет почему-то роли Евросоюза в решении проблем более слабых экономик Европы. Хотя доля вины за их плачевное состояние лежит и на ЕС. Европейское финансовое руководство наконец-то оторвалось от проблем еврозоны и озаботилось судьбой Центральной и Восточной Европы, пишет влиятельная американская ежедневная газета The Wall Street Journal. На встрече в Брюсселе представители правительств, центральных банков, регулирующих органов, международных финансовых институтов и банков, действующих по всей Европе, с целью остановки быстрого вывода капитала из Центральной и Восточной Европы решили возродить Венскую инициативу («Вена 2.0»). В «Вене 2.0», как известно, банки обязались поддерживать уровень кредитования в странах, получающих помощь от Международного валютного фонда: в Боснии, Косово, Румынии, Сербии и Украине. Финансисты, которые принимают участие в «Вене 2.0», уже признали, что кредитование предприятий и домашних хозяйств во многих странах Центральной и Восточной Европы сдерживается проблемами, стоящими перед западноевропейскими банками, препятствуя перспективам их роста в 2012 г., а возможно, и дальнейшем. (Hannon, Paul Steps To Slow Loan Declines In Central, Eastern Europe = [Шаги по замедлению спада кредитования в Центральной и Восточной Европе]
/ P. Hannon // The Wall Street Journal. — New York, 14.03.2012).
Объективная картина состояния украинской экономики, проглядывающая со страниц западной деловой прессы, конечно, не всегда приятна. Однако она позволяет более реально взглянуть на вещи, оценить перспективы и риски для развития собственного бизнеса или портфельных инвестиций. Как говорится, кто предупрежден об опасности, тот уже наполовину защищен, и чем раньше предупрежден, тем лучше.

Артем Святненко

 
 
 
Бизнес-климат в Украине: взгляд со стороны , 9.18 из 10 базируется на 99 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.