Как показывает практика, принятые парламентариями госбюджеты никогда не доживают до конца года в первоначальном виде. Нынешний год — не исключение, сообщает портал http://kontrakty.ua.

Верховная Рада приняла бюджет на 2012 год на удивление быстро и тихо: 23 декабря 2011 года. Ни тебе громких скандалов, ни депутатских посиделок далеко за полночь. Особых проколов в нем тоже не нашлось. «Принятый госбюджет мне кажется вполне реалистичным, заложенные в нем параметры достаточно консервативны», — рассуждает исполнительный президент Центра социально-экономических исследований «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. Согласен с коллегой и руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен. «Выполнимость бюджета в его текущем виде — высокая, — объясняет эксперт. — Расходная часть не раздута по сравнению с фактом 2011 года». Главный вопрос — доходная часть. Здесь залогом станет экономический рост: если он будет в рамках 3–4%, то плановый дефицит госбюджета будет достигнут.

Как показывает практика, принятые парламентариями госбюджеты никогда не доживают до конца года в первоначальном виде. Нынешний год — не исключение. Принятый бюджет не предусматривает какого-либо шокового сценария развития экономики (как мировой, так и отечественной), хотя в этом году вероятность финансовых потрясений, как в Украине, так и за ее пределами, достаточно высокая. К тому же не стоит забывать, что 2012-й — год парламентских выборов, а в документе нет никаких «предвыборных плюшек». Хотя они, по всей вероятности, должны быть. Парламентарии приняли бюджет потому, что его надо было принять. Во-первых, по прошлогоднему жить неудобно, а во-вторых, он необходим для возобновления сотрудничества с МВФ. Уже в середине января президент Украины Виктор Янукович заявил, что госбюджет будет пересмотрен в II квартале 2012-го. Раскритиковал документ в феврале этого года и нынешний первый вице-премьер-министр, а тогда глава Минфина Валерий Хорошковский. Среди основных претензий — несбалансированность и высокий уровень долговой нагрузки.

Час расплаты
Долговая нагрузка — действительно слабое место Украины. С одной стороны, в 2011-м темпы роста номинального ВВП опережали темпы роста госдолга. «В результате сейчас у нас отношение госдолга к ВВП на уровне 36–37%, хотя еще в середине прошлого года этот показатель достигал 40%», — объясняет Дмитрий Боярчук. Но в этом году ситуация изменится: в 2012-м страна уже начала выплачивать по кредитам, взятым в кризисном 2008 году. В 2012-м из бюджета нужно выплатить около 95,5 млрд грн, из которых 42,3 млрд грн ($5,3 млрд) — внешним кредиторам. При этом запланированный объем госзаимствований — 98,5 млрд грн, из них 37,5 млрд грн (или $4,68 млрд) Минфин планирует привлечь на внешнем рынке.

Любопытно, что объем госзаимствований в принятом варианте бюджета на 6,6 млрд грн больше, чем в первом чтении. Еще в конце 2011-го Украина рассчитывала на дешевые длинные деньги Международного валютного фонда. По подсчетам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, неиспользованный лимит Украины по программе МВФ составляет около $11 млрд: в течение двух лет власти могли бы привлечь недорогие, хотя и краткосрочные ресурсы Фонда ($5–6 млрд в год). Теперь сотрудничество с МВФ приостановлено, а значит, дешевых денег уже не будет. Соответственно, подорожает и обслуживание госдолга. И хотя премьер-министр Николай Азаров неоднократно заявлял, что Украина в состоянии прожить без кредита МВФ (мол, пережили 2011-й, переживем и 2012-й), без международной поддержки нам сейчас не обойтись. «Для Украины главное не само финансирование, хотя факт получения кредита достаточно важен, а проведение той экономической политики, которую от правительства требует МВФ», — объясняет Александр Вальчишен.

Теоретически вкладывать в Украину готовы и другие международные структуры: Всемирный банк, например, планирует предоставлять нам около $500 млн в год по программе инвестиционного кредитования, примерно такую же сумму можно было бы получить от ВБ в виде кредита в госбюджет; Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк могут до конца 2012-го выдать более $300 млн на модернизацию газотранспортной системы. «Но для получения финансирования Украина должна выполнить условия, подобные тем, которые стали камнем преткновения в переговорах с МВФ», — предупреждает Елена Белан. А выполнять требования Фонда наша страна не спешит. Большие надежды участники рынка возлагают на нового министра финансов — Юрия Колобова. К тому же в начале марта в Украине новый глава миссии МВФ: Крис Джарвис вместо Таноса Арванитиса.

Пока наиболее реальный источник средств для Украины — евробонды. «После того как проблемы в Греции частично разрешились, ситуация на международных рынках в целом немного улучшилась: в очень скором будущем может открыться «окно» для нового суверенного выпуска», — размышляет аналитик рынка облигаций группы ICU Тарас Котович. Минфин намерен уже в ближайшее время привлечь на внешнем рынке $1,5 млрд из запланированных $4,6 млрд. Он даже огласил предельную ставку, выше которой он не готов платить, — 9%. «На вторичном рынке отечественные пятилетние евробонды котируются с доходностью около 9%, а десятилетние — примерно 9,25%, что приблизительно соответствуют заявленным ожиданиям Минфина», — объясняет трейдер ИК «Тройка Диалог Украина» Дмитрий Сидоров. Хотя в прошлом году, например, наша страна разместила десятилетние еврооблигации на $1,5 млрд под 7,95% годовых, при этом в начале 2012-го ставки по украинским суверенным бумагам достигали 11%. Вопрос скорее в объеме нового размещения: на данный момент рынки не готовы принять объем в $1–2 млрд без существенной премии — повышенной процентной ставки. Впрочем, если в марте–апреле появится возможность, как уверены эксперты, то выпуск будет сделан, так как ситуация в еврозоне далека от разрешения и вероятность очередной волны долгового кризиса по-прежнему высока. И удастся ли Украине привлечь больше — пока вопрос.

Закрома родины
Ставку Минфину приходится делать на внутренний рынок. За два месяца 2012 года проблем с привлечением средств на внутреннем рынке у него не было. «В феврале правительство перевыполнило план по размещению долговых инструментов на 36%: прошлый месяц стал вторым подряд результативным для правительства месяцем по объему заимствований на внутреннем долговом рынке», — комментирует начальник отдела анализа финансовых рынков ING Банка Украина Александр Печерицын. Спросом у покупателей пользовались короткие ОВГЗ, хотя по ним Минфин даже немного снизил процентные ставки. Банкиры еще очень хорошо помнят осень2011, когда Нацбанк и Минфин рекордно «ужали» ликвидность — остатки на корсчетах банков тогда опустились ниже 10 млрд грн. Сейчас свободной гривни у финучреждений почти в два раза больше — около 17–19 млрд грн. Но надолго ли? Гарантий, что ситуация не повторится, нет.

Чтобы компенсировать потери, Минфин собирается даже выпускать ОВГЗ для населения. Уже сейчас у физлиц есть возможность покупать валютные гособлигации, а в ближайшее время Минфин не исключает возможность запуска гривневого инструмента. Желание власти обеспечить себе запасной источник финансовых поступлений вполне обоснован. Во-первых, по разным оценкам, «под матрасом» у украинцев — не менее $40–50 млрд. Банкам выманить эти средства пока не удается: ставки по валютным депозитам низкие (не более 5–6% годовых), но еще ниже доверие к банковской системе в целом. По данным НБУ, на 1 февраля объем банковских вкладов физлиц в инвалюте достиг $18,8 млрд.

По замыслу чиновников, новые долговые госбумаги должны пользоваться спросом у населения: они довольно доходные (с начала 2012 года средневзвешенная ставка по ним превысила 9% годовых, к тому же физлица освобождены от уплаты налогов с процентов, начисляемых на валютные ОВГЗ) и на 100% обеспечены госгарантиями. Но все может произойти с точностью до наоборот. Потенциальные вкладчики старшего поколения, например, еще помнят события в России в 1998 году, когда в один день рухнула пирамида долговых обязательств государства и вкладчики в буквальном смысле слова остались ни с чем. Сегодня же показательным примером можно считать Грецию, где частных инвесторов заставили «простить» государству половину его долгов.

В ежовых рукавицах
Не удастся Минфину выполнить план по внутренним заимствованиям и в том случае, если Нацбанк начнет проводить, как осенью 2011-го, жесткую монетарную политику. В 2012-м, если верить представителям НБУ, в Украине созрели условия для смягчения монетарной политики. С начала года, например, регулятор уже дважды снижал рабочие ставки рефинансирования на 0,25 п. п. — до 8,75% по кредитам под обеспечение государственными ценными бумагами и до 10,75% по кредитам без обеспечения.

Но одна из главных задач Нацбанка на этот год — ценовая стабильность. В прошлом году для борьбы с инфляцией пришлось использовать как монетарные, так и административные методы. В результате рост цен был рекордно низким за последние десять лет — 4,6%. В январе–феврале потребительские цены выросли на 0,4%. «Сравнительно низкую инфляцию можно объяснить меньшими, чем обычно, расходами бюджета, которые были обусловлены жесткой политикой правительства и дефицитом ликвидности в конце года», — объясняет экономист ИК «Тройка Диалог Украина» Ирина Пионтковская. По прогнозам специалиста, в I квартале текущего года темпы потребительской инфляции, вероятно, останутся достаточно скромными, но к концу года рост цен ускорится: во втором полугодии ожидается повышение энергетических тарифов.

Традиционно жесткую монетарную политику Нацбанк использует и для удержания курса гривни. «Курсовая стабильность — один из основных приоритетов НБУ в преддверии парламентских выборов, поэтому регулятор будет поддерживать рынок интервенциями для сохранения стабильности», — объясняет аналитик ИК Concorde Capital Светлана Рекрут. В 2011 году, например, регулятор продал на межбанке на $3,739 млрд больше, чем купил (для сравнения: в 2010-м — на $1,327 млрд больше), а в январе 2012-го — на $893,6 млн. К тому же Нацбанку в 2012 году придется выплатить МВФ $2,632 млрд в счет обслуживания обязательств по кредиту stand-by. Первый транш в размере $575 млн регулятор уже перечислил. По оценкам Светланы Рекрут, при условии отсутствия финансирования МВФ и нового газового соглашения с Россией золотовалютные резервы к концу текущего года могут снизиться до $22–23 млрд. При этом, отмечает Ирина Пионтковская, по мере их приближения к уровню, который традиционно рассматривается как минимально допустимый (то есть покрывающий совокупный импорт товаров и услуг за три месяца — для Украины это около $26 млрд), будут расти девальвационные риски.

В Нацбанке надеются, что положительное сальдо платежного баланса по итогам 2012 года снизит потребности в интервенциях. Однако по словам Александра Вальчишена, положительный платежный баланс возможен при пересмотре газового соглашения и уменьшении цены на газ как минимум до $260 за тысячу кубов. Если цена будет снижена до такого уровня, то платежный баланс может быть в диапазоне ноль — минус $3 млрд (при нынешней цене на газ дефицит достигнет $10 млрд). Чудо может произойти и в случае резкого роста мировой экономики: если цена и спрос на украинскую металлопродукцию, являющуюся крупнейшей товарной группой в структуре экспорта, продолжит расти, дефицит текущего счета может быть меньшим.

«Учитывая неопределенность исхода газовых переговоров с Россией и отсутствие прогресса в переговорах с МВФ, мы оставляем прогноз курса гривни к доллару на конец года на уровне 8,5 UAН/USD (+6,5% к нынешним показателям. — Прим. ред.)», — прогнозирует Ирина Пионтковская. Кстати, прогноз ИК «Тройка Диалог Украина» — самый пессимистичный из озвученных экспертами. Concorde Capital, например, ожидает укрепления доллара максимум до 8,2 UAН/USD (+2,75%), а группа ICU — и вовсе до 8,1 UAН/USD (+1,5%).

Виктория Руденко

 
 
 
Бюджет-2012: миссия невыполнима , 9.54 из 10 базируется на 71 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.