За последние годы мировой рынок нефти был настолько нестабильным, что относительно устойчивый уровень цен, наблюдавшийся в течение почти всего 2011 г., уже воспринимается как некоторая неожиданность. Также можно считать определенным сюрпризом то, что нефтяные котировки в прошлом году находились на весьма высокой отметке — в среднем $105-120 за баррель нефти сорта Brent и $85-105 за баррель для американского сорта WTI. В отличие от осени-2008, в 2011 г. мировые цены на нефть практически не отреагировали на европейский кризис и сокращение объемов потребления — политическая напряженность на Ближнем Востоке оказалась более весомым ценообразующим фактором, чем положение в мировой экономике.

Не одно, так другое

Традиционно принято считать, что цены на нефть во многом определяются экономической ситуацией в США и других западных странах, являющихся крупнейшими потребителями энергоносителей. При этом рынок обладает своеобразным механизмом саморегуляции: слишком высокая стоимость энергоносителей приводит к торможению экономического роста в странах-потребителях и сокращению спроса.

В принципе, этот механизм сохранял свою действенность и в прошлом году. Так, в начале октября, когда война в Ливии завершилась и ливийская нефть снова стала поступать в продажу, котировки на нефть в Нью-Йорке на некоторое время провалились до менее $80/бар, отражая, в первую очередь, нестабильность в Европе. По оценкам International Energy Agency (IEA), в I кв. 2012 г. объем потребления нефти европейскими странами может снизиться на 2.8% по сравнению с показателем IV кв. 2011 г., и без того не слишком высоким.

Более того, европейская экономика, похоже, вступила в период длительной рецессии. Подписание своеобразного «бюджетного пакта», на котором в начале декабря настаивали Германия и Франция, и введение жесткой финансовой дисциплины в ЕС (если будет решен вопрос с британским вето), действительно, поможет избежать дальнейшего накопления задолженности европейскими странами. Однако эта мера не дает ответа на вопрос: что делать с массой уже накопившихся к настоящему времени долгов?

Рано или поздно часть из них придется списать, что нанесет сильнейший удар по позициям банков-кредиторов. Результатом будет дальнейшее сокращение объемов кредитования реального сектора экономики и, соответственно, спад в промышленности региона.

Кроме того, политика жесткой экономии, к которой вынуждены переходить европейские страны, приведет к снижению жизненного уровня населения ЕС и вызовет резкое сужение потребительского рынка. Это тоже сократит спрос на энергоносители. Судя по всему, европейский рынок энергоносителей в обозримом будущем не сможет вернуться на докризисный уровень первой половины 2008 г. и, возможно, не достигнет его никогда.

Конечно, для мирового рынка нефти не так важна Европа, как США, где экономическая ситуация значительно лучше. Американцы, в отличие от лидеров ЕС, не имеют никакого предубеждения против кредитной накачки экономики, благодаря чему им в конце прошлого года удалось преломить негативные тенденции.

Однако США не увеличивают импорт энергоносителей вследствие расширения собственной добычи. В 2011 г. настоящая «нефтяная лихорадка» началась в штате Северная Дакота, где были введены в эксплуатацию новые месторождения. Кроме того, постепенно восстанавливается добыча в водах Мексиканского залива.

Так что высокие цены на нефть в 2011 г. были вызваны отнюдь не экономическими, а политическими факторами. Завершившийся год был очень «богат» на всякие потрясения, влияющие на состояние мирового рынка нефти.

Прежде всего, это события в Ливии. Продолжавшаяся более полугода война выбила с рынка второго по величине производителя нефти в Африке, добывавшего ежесуточно около 1.6 млн бар легкой высококачественной нефти. Возникший дефицит на мировом рынке был оперативно компенсирован увеличением поставок из Саудовской Аравии.

Но эта замена оказалась не адекватной. Резервные мощности, задействованные саудовцами, давали в основном тяжелую высокосернистую нефть, которую трудно перерабатывать. Для европейских НПЗ, использующих североафриканские сорта, она не совсем подходила. В результате в 2011 г. возник разрыв между котировками в Лондоне и Нью-Йорке (в пользу первых, что необычно). Рекордная разница составляла $25/бар, и даже в конце прошлого года, когда поставки из Ливии возобновились, Brent все еще превышал в цене WTI на $8-10/бар.

Кроме того, война в Ливии привела к радикальному сокращению резервных мощностей. В середине прошлого года возможности для достаточно быстрого наращивания добычи нефти составляли во всем мире менее 3.2 млн бар/сутки, т.е. меньше 5% глобального спроса. Нервозность участников рынка вследствие слабости этой «подушки безопасности», безусловно, внесла свой вклад в повышение нефтяных котировок.

После того, как заголовки о событиях в Ливии исчезли с первых полос газет, напряженность на мировом рынке нефти стали поддерживать другие факторы. Вслед за Ливией на линии огня оказалась Сирия, однако эта страна не является крупным экспортером энергоносителей. Основное напряжение на рынок вносил Иран. В ноябре-декабре 2011 г. мировые лидеры снова усилили давление на Тегеран, ужесточив против него режим санкций. В частности, в настоящее время значительно затруднены любые финансовые операции с иранскими компаниями.

Кроме того, Евросоюз заявил о возможности прекращения импорта нефти из Ирана, что, впрочем, не играло особой роли. С января по июнь 2011 г. в Европу поступало в среднем 450 тыс бар иранской нефти в сутки, что составляло всего 3% от ее потребностей. В то же время на долю Ирана приходится половина турецкого импорта нефти и по 10-11% — китайского, индийского и японского.

Очередные «утечки информации» по поводу возможности новой войны в Персидском заливе в течение ближайшего года подтолкнули цены на нефть к новым высотам в первой половине декабря, нивелировав негативное воздействие европейского финансового кризиса. Как предупредило правительство Саудовской Аравии, национальные нефтяники не смогут компенсировать прекращение еще и иранских поставок (3.56 млн бар/сутки в ноябре) на мировой рынок. По оценкам ряда экспертов, введение западными странами нефтяного эмбарго против Ирана (о чем говорили в то время некоторые европейские политики) приведет к скачку цен до $150-160/бар.

Интересно, что в начале декабря биржевики отмечали резкое увеличение числа опционных контрактов на покупку нефти по $150/бар в декабре 2012 г. Очевидно, спекулянты, сделавшие эту ставку, ожидают, что к концу текущего года нефть будет стоить еще дороже. Как полагают аналитики, такой вариант нельзя назвать невероятным, но пока подобное подорожание нефти выглядит неоправданным. С точки зрения соотношения спроса и предложения, рынок в текущем году не должен быть дефицитным.

Объективные факторы

В течение последних нескольких месяцев эксперты постоянно пересматривали в сторону понижения свои оценки мирового потребления нефти в 2011 г. и прогнозы на 2012 г. Тем не менее, согласно последним данным, американское государственное агентство Energy Information Administration (EIA) в декабре определило спрос в завершившемся году на уровне 88.13 млн бар/сутки, а в наступившем — 89.52 млн бар/сутки.

Даже с учетом всех сокращений рост потребления почти на 1.4 млн бар/сутки — это много. Причем произойдет он практически исключительно за счет стран, не входящих в ОПЕК. В частности, продолжает наращивать спрос Китай. По данным компании CME Markets, в ноябре прошлого года потребление нефти в КНР достигло 9.22 млн бар/сутки, что на 5.5% превысило октябрьский показатель. В ноябре китайский импорт нефти достиг 22.96 млн т, что на 9% больше, чем за предыдущий месяц.

Международный нефтяной картель ОПЕК в ноябре прошлого года обнародовал свой долгосрочный прогноз на период до 2035 г. В нем указывается, что в 2015 г. в мире будет потребляться 92.9 млн бар нефти в сутки, а к 2035 г. этот показатель возрастет до 109.7 млн бар/сутки. В отличие от многих западных экспертов, специалисты ОПЕК не считают, что мировой спрос на нефть, пройдя через пик где-то в середине 20-х годов, начнет сокращаться. Впрочем, и в перспективном прогнозе IEA сокращение потребности в традиционных энергоносителях не значится. По мнению IEA, в обозримом будущем мировые цены на нефть останутся высокими, достигнув в среднем $114/бар в 2015 г. и $212/бар (в текущих ценах с учетом инфляции) — в 2035 г.

Несмотря на популярность в экономически развитых странах всевозможных программ снижения зависимости от импорта традиционных энергоносителей и развития альтернативной энергетики, специалисты относятся ко всем этим начинаниям с некоторым скепсисом. Также они, судя по всему, исходят из того, что во многих странах с развивающейся экономикой в ближайшие десятилетия будет расти уровень жизни населения, а соответственно, увеличится и спрос на нефть, в первую очередь — в транспортном секторе.

Высокие цены на нефть, можно сказать, необходимы сейчас всей отрасли. Как отмечает IEA, легкодоступные месторождения к настоящему времени в значительной мере исчерпаны. Мир в обозримом будущем, конечно, не будет испытывать нехватки в энергоносителях, но новая нефть, поступающая на рынок, будет все более дорогой.

Разработка месторождений в глубоких океанских водах, в Арктике, в африканской глубинке, извлечение жидкого топлива из нефтяных песков и сланцев являются весьма затратными и дорогостоящими операциями. Для запуска крупных проектов, требующих миллиардных расходов, компаниям нужны гарантии окупаемости их инвестиций.

Поэтому никто сейчас не заинтересован в значительном и долгосрочном удешевлении нефти. Тем более, что в экономически развитых странах энергоемкость ВВП относительно скромная, а дороговизна энергоносителей только стимулирует разнообразные проекты в сфере альтернативной энергетики.

Согласно недавним заявлениям нефтяников, монархии Персидского залива, по-прежнему имеющие минимальные издержки при разработке своих месторождений, были бы вполне удовлетворены ценами в интервале $80-100/бар. Иран, Венесуэла и другие страны, добывающие более дорогую нефть или более нуждающиеся в средствах, настаивают на $100-120/бар. В принципе, нынешние цены устраивают и одних, и вторых. И, как считают большинство аналитиков, если не произойдет ничего непредвиденного, то и в течение I кв. 2012 г. нефтяные котировки будут находиться на уровне, близком к $100-110/бар.

Этому, скорее всего, не воспрепятствует и некоторый избыток предложения ОПЕКовской нефти. На встрече в верхах, состоявшейся в середине декабря, было принято решение об установлении общей квоты в размере 30 млн бар в сутки. При этом лимит был пересмотрен впервые за три года. Кроме того, в него был включен Ирак. Однако реальный уровень добычи нефти странами картеля в ноябре составлял, по официальным данным, чуть менее 30.37 млн бар/сутки (по данным IEA, он приближался к 30.7 млн бар/сутки). В частности, Ливия за неполных два месяца смогла восстановить производство до 570 тыс бар/сутки, а к концу 2012 г. планирует выйти на 1.2-1.3 млн бар/сутки.

Правда, возвращение к довоенным показателям представляет собой определенную проблему и, скорее всего, затянется до 2013 г. Ранее отсутствие ливийской нефти на мировом рынке компенсировали Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, теперь им приходится возвращаться на прежний уровень.

В более долгосрочной перспективе угрозу стабильности мирового рынка нефти будет представлять Ирак, где в 2012-2013 гг. завершается реализация ряда крупных проектов. Правда, по оценкам аналитиков, «узким местом» для поставок иракской нефти на мировой рынок является недостаточно развитая инфраструктура.

Таким образом, ожидается, что наступивший 2012 г. не принесет серьезных изменений на мировом рынке нефти. Большинство экспортеров будут добывать столько нефти, сколько смогут. Однако цены, скорее всего, останутся на относительно высоком уровне из-за политических факторов. Более того, можно предположить, что напряженность на Ближнем Востоке сохранится и в текущем году, что повышает вероятность кратковременных скачков. Экономический кризис в Европе будет продолжаться, но на стоимость энергоносителей это не окажет значительного воздействия.

Для Украины это означает, что будущее не сулит нашей стране никаких послаблений с «формульными» ценами на импортный российский газ. Ожидать, что его стоимость снизится «сама собой» в обозримом будущем, не приходится.

Виктор ТАРНАВСКИЙ

 
 
 
Экономика слабеет по вине политики , 8.22 из 10 базируется на 71 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.