Есть ли жизнь без евро? На валютном рынке и не задавались таким вопросом, а искали альтернативу. Пробовались юань, франк и даже рубль. Но, пожалуй, никогда ЕС не подходил настолько вплотную к распаду, чтобы такая перспектива воспринималась буднично. Похоже, это произошло: вероятный выход Греции из еврозоны в марте текущего года снизил котировки евро, но не обвалил его. Тем не менее, подготовка к жизни без евро идет полным ходом.

Главной интригой февраля станет полускрытое политическое соперничество в Евросоюзе. Поворотной точкой стал саммит ЕС, в ходе которого альянс «Германия-Франция» одержал стратегическую победу, добившись практически безоговорочной поддержки проекта так называемого Бюджетного соглашения: 25 стран из 27 поддержали жесткие санкции против нарушителей нового строгого финансового режима. Против высказались Чехия и Великобритания. Но если премьер-министр Чехии заметил, что после рассмотрения вопроса в парламенте не исключено присоединение его страны к бюджетному пакту, то Великобритания предпочла не конкретизировать свое мнение.

Особая позиция Великобритании новостью не стала, — англичане и раньше выступали резко против бюджетного пакта. Прежде всего, потому, что экономическим лидерам ЕС соглашение предоставляет широкие возможности усилить свое влияние в еврозоне, хотя прямо об этом не говорится. В частности, в одобренном проекте ужесточены требования к дефициту бюджета – с 3 до 1% от ВВП при объеме госдолга не более 60% ВВП, для тех, у кого объем госдолга превышает 60%, максимальный дефицит – 0,5%. Нарушителям – штраф в размере до 0,1% ВВП. Штрафы пойдут в стабилизационный фонд, откуда помощь будет выдаваться только дисциплинированным подписантам соглашения.

Несмотря на конкретные критерии, остаются широкие возможности для отказа в помощи тем странам, которые по тем или иным причинам могут стать неугодными или неудобными. Хотя такую ситуацию представить сложно, тем не менее, справедливость при распределении помощи всегда очень условна, а вот лидеры вполне способны предъявить к аутсайдерам такие требования в обмен на помощь, что это так или иначе будет влиять на внутреннюю ситуацию.

Но другого плана в пристойной стадии готовности у ЕС попросту нет. В пользу соглашения сыграл тот факт, что в Давосе не было представлено ни одного конкретного плана преодоления экономического спада, а перспективы новой волны кризиса, с учетом Ирана и Сирии, обретали все более конкретные очертания.

Флегматики против прагматиков
Интригу можно было бы считать исключительно экономической, если бы саммит ЕС, на котором был одобрен проект бюджетного соглашения, выдался не экстренным и не сразу после Всемирного экономического форума в Давосе. Складывалось впечатление, что Ангела Меркель пытается использовать эхо Давоса ради облегчения принятия Бюджетного пакта: в ходе экономического форума много говорилось о вероятном распаде еврозоны, кроме того, участники почти открыто расписались в своей беспомощности перед финансовым кризисом. Так что момент для введения жесткой финансовой дисциплины был выбран более чем удачно.

Формула взаимоотношений между странами ЕС после реализации бюджетного соглашения выглядит далекой от равноправия: диктовать условия будут экономические лидеры, сводя к минимуму вероятность финансового шантажа. Вряд ли в Евросоюзе найдется весомая оппозиция альянсу «Меркози». Разве что Великобритания с ее «особой позицией», которую она демонстрирует при каждом удобном случае. В случае с бюджетным соглашением, англичане практически ничем не рискуют (при наличии своей национальной валюты), но выигрывают больше пространства не только для экономического, но и для политического маневра. Сразу вспоминается ряд заявлений от МВФ о губительности одной антикризисной схемы для всех стран (в том числе, и Евросоюза) и о необходимости адаптировать каждую схему к состоянию страны. Фактически бюджетное соглашение идет вразрез с индивидуализмом от МВФ. И если Великобритания и МВФ будут даже не координировать действия, а просто высказываться в унисон, они составят противовес Германии-Франции. Правда, Германия настаивает на ратификации бюджетного соглашения на уровне Конституций стран-подписантов, что сведет к минимуму возможные политические интриги Великобритании.

Однако, динамика котировок британского фунта стерлингов свидетельствует, что инвесторам он приглянулся как альтернатива евро. Так что если будет реализован худший для ЕС сценарий, фунт придет на смену евро.

Фунт обогнал конкурентов
Настроения умов интересно отображала динамика колебаний котировок британского фунта к доллару США, особенно если сравнить с такой же кривой швейцарского франка. Если в январе обе валюты показывали восходящий тренд, разнясь лишь в темпах, то в начале февраля их пути разошлись: британский фунт прибавил к доллару США, швейцарский франк стабилизировался. Так, фунт с понедельника по пятницу (30 января – 3 февраля) подорожал с $1,5727 до $1,5805. Что же касается швейцарского франка, он остался в районе $1,0908-1,0909. Кстати, та же история и с японской иеной – фиксация к доллару США на отметках $1,30-1,31.

Рост британского фунта показателен: инвесторы продемонстрировали, что обеспокоены развитием событий вокруг греческих долгов, что сказалось на котировках швейцарского франка. Активом роста стал фунт, удачно на данный момент сочетающий прибыльность со стабильным трендом. Правда, если фунт прибавил примерно 0,56% к доллару США по сравнению с январскими котировками, то основные сырьевые валюты поднялись на 1%.

Однако рост «сырьевиков» вполне объясним в контексте санкций и контрсанкций Ирана, а также осложнений с Сирией (вето России и Китая на резолюцию Совбеза ООН было предсказуемым). Динамика же котировок франка и фунта к доллару США во многом точно иллюстрируют внутренние настроения в ЕС: продолжающийся отвод средств в «параллельные» активы. Скорее всего, эта тенденция продолжится и на неделе, которая только начинается.

Впрочем, по мнению руководителя информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Николая Ивченко, все не так драматично: «Рост швейцарского франка сдерживается Банком Швейцарии, поэтому он стабилен к доллару США и вряд ли будет расти в ближайшей перспективе. На этой неделе мы ожидаем, что котировки франка в паре с долларом США будут в узком коридоре вблизи $1,0907-1,0912. В Украине средняя цена продажи наличного швейцарского франка, скорее всего, также останется стабильной 8,92-8,95 грн. за единицу. Что касается британского фунта стерлингов, он достаточно уверенно себя чувствует в паре с долларом США и на текущей неделе мы ожидаем, что наиболее вероятным будет диапазон $1,57-1,59 на мировом рынке и 12,90-12,95 грн. на украинском наличном рынке».

Наталья Серая

 
 
 
Евро висит на волоске , 8.08 из 10 базируется на 82 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.