Тема переговоров с Россией о цене газа для «Нафтогаза» уже приелась. Еще два года назад у регионалов бытовало убеждение, что газовые тарифы — это наказание для «оранжевых», а «правильным» ребятам цены сразу скостят. Отсюда настойчивые призывы к братству и размазывание скупых слез по широкой груди…
Чуть позже оказалось, что эффект от происходящего невелик. Москву вполне устраивает «тимошенковский» газовый контракт, и «Газпром» принципиально не собирается его менять. Максимум, что он высказал, — это готовность (да и та позже отозванная) поговорить о 10-процентной скидке на стоимость импортированного «Нафтогазом» годового объема газа. Взамен, как неоднократно сообщалось, «Газпром» хотел бы получить доступ к прямому управлению (владению) украинской ГТС. Причем по максимально низкой цене. Тем более что перед глазами — опыт Беларуси, где «Газпрому» (не мытьем, так катаньем) удалось получить 100% белорусской газотранспортной системы…
Киев долго торговался. Оценки стоимости украинской ГТС колебались в районе от 20 млрд. долл. от правительства до 60 млрд. долл. от экспертов. Собственно говоря, первая цифра примерно равна стоимости одного из обходящих Украину вариантов газотранзита в Европу — «Южного потока» — через Черное море до берегов и ГТС Болгарии.
Российско-украинские переговоры по этому вопросу явно зашли в тупик. Недавно президент В.Янукович и премьер Азаров безуспешно (в который раз) поднимали этот вопрос на переговорах с россиянами. Но ничего, кроме очередного вялого обещания рассмотреть его, не получили…
Зато в конце августа «Газпром» закончил варить вторую нитку балтийского «Северного потока» и бодро пообещал, что до конца года досрочно введет ее в эксплуатацию. Тем более что транзит российского газа в Европу действительно падает — за первые семь месяцев на 23%.
В декабре текущего года «Газпром» анонсировал и начало строительства второго обходящего Украину магистрального газопровода — «Южного потока».
Приступили и к раздаче пряников. Болгарии, на побережье которой и выйдет новая труба, сделали 11-процентную скидку на газ, откорректировали и смягчили условие контракта «бери или плати». К слову, до весны 2012-го российский газ обходился Софии в 534 долл. за 1000 кубометров. Хотя болгарам нужно всего 2,8 млрд. кубометров в год.
Правда, от предстоящего торжественного забивания колышка до пуска газопровода пройдет много времени, а главное — утечет немало денег. Собственно говоря, именно в них основная загвоздка.
В украинских верхах многие по привычке считают, что финансовые резервы «Газпрома» почти безграничны. Мягко говоря, это несколько преувеличенное предположение. В настоящий момент долги российской газовой монополии уже достигли уровня ее годового оборота, что не так уж радужно. А новые газомагистральные маршруты требуют новых затрат.
В прошлом году выручка «Газпрома» составила 110,8 млрд. долл. При этом, продав 265 млрд. кубометров на внутреннем рынке, он заработал (без НДС и акциза) 24,2 млрд. долл. А вот 40 млрд. кубометров для «Нафтогаза Украины» принесли «Газпрому» 10,8 млрд.
Украина практически уже стала самым прибыльным рынком сбыта природного газа для россиян. Цены с учетом расходов на транспортировку здесь намного выше, чем в Германии. При плече транспортировки 5500 км немцы в 2010 году получали газ по 319 долл. за 1000 кубометров, Украине при плече транзита около 3500 км российский газ обошелся по 400 долл.
В прошлом году цены для Меркель увеличились до 379 долл., что все равно заметно ниже украинских. Отсюда возникают феерические проекты закупки газа на немецком рынке. При этом в прошлом году Украина потребила еще и на 17,6% больше «газпромовского» газа, чем Германия. Так или иначе, Украина — это почти десятая часть всех «газпромовских» денег (доходов). Именно эти средства россияне фактически будут бросать на обеспечение кредитов под постройку новых маршрутов…
Так что серьезные скидки для украинцев означают потери выручки для «Газпрома». А денег не хватает. В прошлом году из «Газпрома» и так выдавили резкое (примерно на 40%) снижение цены для Беларуси — на нынешний год она установлена в 165,6 долл. за 1000 кубометров. А затем цена российского газа должна быть привязана к ценам потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа России. К ней добавят 88 долл. на транзит и 7,2 долл. за хранение и маркетинг. При объеме продаж в 20—22 млрд. кубометров «Газпром» недополучит порядка 2—2,5 млрд. долл.
Хотя не факт, что реально Минск потянул бы такие расходы. Так, в первые два года после покупки «Газпромом» «Белтрансгаза» российский газ поставлялся со скидкой. Это якобы возмещение стоимости отданной белорусской трубы.
С 2015 года россияне декларируют переход к «рыночным (равнодоходным)» ценам в России и Беларуси. Поскольку такой резкий рост внутрироссийских цен все же маловероятен, то по факту Беларусь будут продолжать дотировать и далее — как минимум, до конца десятилетия. Тем более что это союзное РФ государство.
Но дотировать Беларусь «Газпром» будет не бесконечно. Ведь сделка очевидна — «газ—трубы» плюс уступка ближайшему союзнику в цене на некоторое время. К слову, ратификация этого документа в Москве затянулась почти на год — просто как способ ненавязчиво напомнить «батьке», кто есть кто.
Украина покупала газа вдвое больше Беларуси. Причем по более высоким ценам. Убыток от снижения цен с 400 до 270 долл., как хотел Киев, это уже более 5 млрд. долл.
На последней встрече Януковича с Путиным Украина предлагала решить вопрос снижения цен путем создания консорциума на базе газотранспортной системы Украины. Однако Россию эта тема не очень волновала, ее больше интересовал Таможенный союз и участие в нем Украины. Возможно, в Москве решили, что ГТС и так никуда не денется. В неофициальных беседах газпромовцы говорят, что по существу Украина уже получила скидку. Правда, очень своеобразную — ее не штрафуют за недобор газа…
По идее (и по условиям контракта), Украина должна покупать около 40 млрд. кубометров газа в год. Но Минэнергоугольпром уже заявляло, что больше 27 млрд. покупать не будет ни в этом году, ни в следующем. Этот же объем обозначен и в госбюджете Украины.
Объемы закупок российского газа упали. По данным НАК «Нафтогаз», за первые семь месяцев она заплатила «Газпрому» менее 6 млрд. долл., что на 1,6 млрд. меньше прошлогоднего (см. табл.).
Снижение объема закупок российского газа фиксируют и «Газпром», и отечественный Госстат. Согласно данным последнего (он учитывает и платежи структур Дмитрия Фирташа за поставки прошлого года), всего за полгода украинские потребители приобрели импортного газа на 6,7 млрд. долл. При этом цена остается «кусачей»: в первом квартале — 416 долл. за 1000 кубометров (она же заложена в бюджет), во втором — 425 долл., в третьем квартале она вырастет еще на доллар.
То есть россияне цену на импортируемый «Нафтогазом Украины» газ не снижают, но пока и не штрафуют украинскую компанию. «Газпром» и так погряз в судебных разбирательствах. Его западноевропейские контрагенты подали кучу исков.
Уже на этой неделе Европейская комиссия открыла формальное расследование вопроса о том, нарушал ли «Газпром» антимонопольные правила ЕС на рынках стран Центральной и Восточной Европы. Евросоюз считает, что «Газпром», предположительно, разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны — члены ЕС. Кроме того, возможно, он препятствовал диверсификации поставок газа.
Забавно, что заодно «Газпром» заподозрили в возможности установления «несправедливых цен для своих клиентов, необоснованно увязанных с ценами на нефть». Вообще-то привязка к нефти вполне рутинна. Однако прошедшие ранее проверки в офисах дочерних компаний «Газпрома» в Германии и Чехии подчеркивают серьезность намерений слегка перетряхнуть газпромовский сбыт. Евросоюз опасается, что «Газпром» может злоупотреблять своим «доминирующим положением на газовом рынке Центральной и Восточной Европы». Украины данное расследование напрямую не касается. Но ее тоже вспомнят в качестве примера.
У нас же, после вялых попыток возобновить поставки газа из Средней Азии, практически весь импортный газ — российский. Планы поставок сжиженного газа из других источников пока существуют только на бумаге. Остаются не слишком очевидными и перспективы китайских технологий по газификации угля. Перевод нескольких небольших ТЭЦ на уголь тоже особого эффекта не сулит.
Хотя за счет «подчистки резервов» внутреннее потребление все-таки срезали. Но этот резерв уже почти исчерпан…
Так что перспективы трудно назвать радужными. И пока не начнутся реальные работы по диверсификации газопоставок, мяч в этом затянувшемся матче будет явно не у наших игроков.
Сергей Уманский
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.