Украина наращивает шельфовую добычу углеводородов и к 2015 году станет лидером на Черном море в этой сфере. А в будущем украинские добытчики могут заняться разработкой не только собственного шельфа, но и прибрежных зон других стран. И за счет этого заметно уменьшить зависимость нашей страны от газового импорта из России.

В сентябре ГАО «Чорноморнафтогаз» пустило промышленный газ на Одесском газовом месторождении на шельфе Черного моря. Первое сырье извлечено примерно в 155 км от побережья Крыма – на блок-кондукторе (БК; добывающая платформа) №1, на которой бурит новая самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) «Петр Годованец». Директор департамента НАК «Нафтогаз Украины» по добыче газа и нефти Александр Зейкан заявил, что работы на Одесском – важный залог дальнейшего развития шельфовой газодобычи, которая в 2011 году впервые за много лет начала расти и превысила 1 млрд куб. м. «Таким образом, многолетняя тенденция спада добычи газа на шельфе преодолена», – отметил специалист.

В этом году на Одесском уложен и подключен подводный газопровод в 86,3 км, на БК-1 построены три скважины, а до конца года завершится сооружение еще трех. Запасы месторождения составляют 21 млрд куб. м. А еще одно перспективное месторождение – соседнее Безымянное. Уже в 2012 на этих двух месторождениях появится еще по одному БК и начнется бурение. По результатам года на Одесском месторождении намечено добыть не менее 43 млн куб. м природного газа, уже в 2013 году цифра должна превысить 600 млн куб. м, а в 2014 – 1 млрд куб. м.

Кроме того, «Чорноморнафтогаз» уже разрабатывает на шельфе Черного и Азовского морей и в сухопутном Крыму 6 газовых (Архангельское, Стрелковое, Джанкойское, Задорненское, Восточно-Казантипское, Северо-Булганакское), 2 газоконденсатных (Голицынское, Штормовое) и 1 нефтяное (Семеновское) месторождения. Предприятие располагает собственным подземным хранилищем газа в западном Крыму, емкостью 1 млрд куб. м (возможно расширение до 3 млрд куб. м).

Планов громадье

Если говорить о будущем, то к 2015 году «Чорноморнафтогаз» собирается утроить ежегодную газодобычу более чем до 3 млрд куб. м. Это возможно за счет того, что наша страна обладает крупнейшими на Черном море разведанными запасами природного газа примерно в 70 млрд куб. м, говорит и.о. первого замглавы правления компании Олег Гринь. «Для оперативного выхода на плановую добычу нужно дооборудовать два действующих месторождения и ввести в работу 7 новых. Для чего в 2012-15 годах планируется пробурить 76 скважин, построить и установить 12 БК, проложить 212 км подводных трубопроводов. И это не просто планы – работы уже идут», – сказал он.

Эксперт энергорынка Дмитрий Марунич уточняет МинПрому: главное оборудование, закупленное под эти планы, – две современные СПБУ стоимостью по 400 млн долл. и расчетной окупаемостью два года. Кроме «Петра Годованца», в Сингапуре на верфи известной компании Keppel FELS построена установка «Независимость», которая начнет работу на Безымянном в конце 2012 года. «Это самые современные СПБУ в Черном море из всех действующих – как по техническим параметрам, так и по экологической безопасности, охране труда. Так, «Годованец» способен работать на глубине моря до 120 м и бурить скважины до 9 км», – уверяет О.Гринь.

Неудивительно, что перспектива развития собственной газодобычи Украиной вызывает недовольство России, которая весной-2012 задержала прохождение «Петра Годованца» через свои воды со сборки в Турции. «Москва стремится предотвратить любые попытки ослабить ее монополию на отечественном газовом рынке. Поэтому Кремль оказывает сопротивление – явное или скрытое. Не зря руководство «Чорноморнафтогаза» отказалось от транспортировки СПБУ из порта Синоп (Турция) вдоль российского берега», – отмечает независимый аналитик по ТЭК Валентин Землянский.

О.Гринь подчеркивает, что с приобретением СПБУ началось обновление производственной базы, ранее в основном состоявшей из советского оборудования. Так, базовым судам флота компании – более 25 лет, самая новая СПБУ «Таврида» построена 17 лет назад, а установке «Сиваш» уже 34 года. Кроме буровых, в последние два года закуплены два скоростных пассажирских судна-снабженца, два буксира – судна обеспечения и трубоукладочная баржа. Тогда как за остальное время независимости это был всего один катер (и только три блок-кондуктора). «Теперь мы можем развивать работы и технически, и технологически, и финансово. Так, наши разведанные запасы расположены вблизи существующей инфраструктуры подводных газопроводов и технологических платформ, – акцентировал О.Гринь. – При этом опробуются новые технологии бурения и добычи, например скважины с подводным расположением устья. Две такие скважины уже есть на Северо-Булганакском, они обеспечивают ускорение по времени и сокращает капитальные затраты, связанные со строительством блок-кондукторов. Этот опыт планируется применить и на более значительных глубинах».

Специалисты добавляют, что дело не только в газе: параллельно предполагается нарастить добычу нефти. Если в 2012 году ее будет добыто лишь 8 тыс. тонн, то к 2015 извлечение должно повыситься до 151,8 тыс. тонн. В «Чорноморнафтогазе» сообщают, что настоящим вызовом для предприятия будет освоение Субботинского месторождения – первого нефтяного месторождения, открытого и осваиваемого в украинской акватории Черного моря.

Обойти соседей

Отраслевые эксперты отмечают, что благодаря трехкратному росту газодобычи Украина по этому показателю обгонит Румынию, которая пока лидирует. По имеющимся данным, в 2011 румыны добыли в море 1,9 млн тонн условного топлива (у.т.), включая нефть, а украинцы – 1,13 млн тонн (1000 куб. м природного газа равны 1 тонне у.т. – авт.). К 2015 году соотношение изменится: наша страна будет добывать 3,2 млн тонн, а Румыния выйдет только на 2,5 млн тонн. Притом реконструкция установки комплексной подготовки газа в Глебовке (Западный Крым) позволит извлекать пропан-бутан для дальнейшего использования в качестве топлива.

В свою очередь, Румыния в начале 2012 года открыла морские залежи газа недалеко от Болгарии. Разведку вели компании ExxonMobil (США) и OMV Petrom (Румыния). Залежи обнаружены на глубине около 3 км при бурении скважины «Домино-1″ в 170 км от румынского берега, оценка запасов – от 42 до 84 млрд куб. м, что позволит более чем на три года покрыть внутреннюю потребность Румынии. Президент страны Траян Бэсеску призвал разработчиков ускорить работы, чтобы снизить зависимость от Газпрома.

Но это уже глубоководные запасы, уточняет представитель «Чорноморнафтогаза» Андрей Коновалов. А это значит, что до реального начала добычи еще далеко. И правда, представители OMV уже заявили: если запасы будут подтверждены, то разработка не начнется до конца текущего десятилетия. «И в любом случае себестоимость добычи здесь будет высокой. Будет ли это рентабельно для Румынии – большой вопрос, для ответа на который нужна доразведка», – обращает внимание независимый энергетический эксперт Владимир Сапрыкин.

Что касается румынского мелководья, то страна располагает на нем 5 действующими и 2 открытыми, но еще не освоенными месторождениями. Совокупные запасы открытых – 10 млрд куб. м, их будет осваивать компания Sterling (Канада). «А у частной компании главная задача – получение прибыли, и она не спешит работать, пока не будет подтверждена рентабельность проекта. Так, канадцы откладывают начало разработки, поскольку хотят расширить разведанные запасы для повышения рентабельности – открыть новые месторождения по соседству. У нас же, кроме прибыли, стоит задача роста добычи для обеспечения страны собственным газом, поэтому работаем намного активнее. Хотя тоже не в убыток. Вот такой штрих к сравнению с Румынией», – утверждает А.Коновалов.

Также на черноморском шельфе работают Болгария и Турция, и последняя буквально на днях заявила об открытии залежей газа на мелководном участке Истиранца.

С выходом на глубину – и за рубеж

Впрочем, аналитики солидарны в том, что отечественным добытчикам тоже пора задуматься о глубоководных месторождениях. В частности, по мнению В.Сапрыкина, после 2015 года имеет смысл начать разведку и бурение на глубинах 1 км и более. А гендиректор ООО «Нафтогазстройинформатика» Леонид Униговский акцентирует: одна из самых перспективных площадей – это площадь Палласа. Она расположена между Украиной и РФ в северо-западной части Восточно-Черноморской впадины и по скоплениям углеводородов является одной из самых богатых структур Черного моря. Согласно информации Л.Униговского, если перспективные оценки подтвердятся, то выигрыш будет очень большой. «Запасы свободного газа на структуре Палласа оцениваются в 120 млрд куб. м (в т.ч. украинский сектор – 80 млрд куб. м), нефти и газоконденсата – в 70 млн тонн условного топлива (Украина претендует порядка на 45 млн тонн). Глубина залегания здесь составляет от 400 до 800 м, и для разработки нужны принципиально новые полупогружные буровые. Об этой технике надо думать уже сегодня», – сказал он.

В этой связи напомним, что в августе Кабмин провел конкурс на доразведку и разработку Скифской нефтегазоносной площади черноморского шельфа (глубина – больше 120 м, запасы – 35 млрд куб. м газа и 25-60 млн тонн нефти, мощность – 3-4 млрд куб. м газа в год). Конкурс выигран 4-сторонним консорциумом – ExxonMobil Exploration and Production Ukraine, Shell (Британия-Нидерланды), Petrom и НАК «Надра Украины». Доля последней составит 10%, при этом остальные участники полностью берут на себя финансовую компоненту участия НАК. Киев выступает за скорейшее заключение соглашения о разделе продукции (СРП) сроком на 50 лет с тем условием, что доля государства в прибыльной части продукции составит 25%. По достижении СРП консорциум внесет в госбюджет специальный платеж в 325 млн долл., а также обязался инвестировать в доразведку участка свыше 400 млн долл. Следующий кандидат – Форосский участок прогнозной годовой мощностью 2-3 млрд куб. м газа, тендер по которому в августе не состоялся. (Подробнее о Скифском месторождении и конкурсе по нему – см. статью «Вагит против Голиафов».).

Специалисты говорят, что ExxonMobil – известный разработчик глубоких залежей. Но и у отечественных специалистов уже накоплен значительный опыт шельфовой добычи, и в будущем они смогут использовать свои знания на больших глубинах. Причем не только в украинской прибрежной зоне. Не зря после объявления о недавних открытиях на Истиранце министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йлдыз заявил: на подобных залежах можно работать вместе с Украиной. Как вариант, серьезным подрядчиком-конкурентом в регионе могла бы быть Россия, но ее интерес к морским нефтегазовым месторождениям пока невелик из-за больших континентальных запасов, уверен Д. Марунич. Косвенное подтверждение слабых позиций Москвы в нефтегазовом секторе на Черном море – не только в бесконечной «возне» вокруг пресловутого транзитного «Южного потока», но и в проигрыше «Лукойла» на конкурсе по Скифскому месторождению.

Л.Униговский резюмирует: сейчас много говорится о нетрадиционных источниках газа, но шельф намного перспективнее, да и надежнее. С этим согласен В.Землянский: «Скажем, Польша сегодня готова выйти на промышленную добычу сланцевого газа только в 2024 году, а ожидаемый объем инвестиций в начало его добычи составляет 12-13 млрд долл. Для Украины экономика разработки шельфа тоже во много раз лучше, чем при других вариантах добычи». Поэтому именно прибрежные запасы могут стать ключевым фактором планов Кабмина к 2035 году приблизить отечественный рынок к самообеспечению газом.

Максим Полевой

 
 
 
Кому достанутся шельфовые сокровища Украины , 7.94 из 10 базируется на 84 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.