Большая часть мира за пределами Германии может считать, что ни Ангела Меркель, ни немецкий парламент не действует достаточно быстро и уверенно, чтобы избежать распада еврозоны. Внутри Германии, бытует иное видение: г-жа Меркель и парламент двигаются слишком быстро и, возможно, даже несколько выходят за рамки конституции. И так уж случилось, что такое мнение разделяют судьи федерального конституционного суда в Карлсруэ.
В этом месяце, судьи согласились с жалобой « зеленых» (оппозиционной партии), о том, что правительство г-жы Меркель не информировало и не консультировалось с парламентом в достаточной мере о своих планах по спасению евро. Меркель может совещаться с мировыми и европейскими лидерами на саммитах. Однако, как заявил суд, Бундестаг является единственным органом избранным прямым голосованием в Германии, поэтому исполнительная власть должна не на словах включать его в процесс принятия решений.
Суд напомнил, что даже парламент может быть субъектом правовой проверки. Он попросил президента Германии Иоахима Гаука отложить подписание двух огромных законодательных пакетов направленных на выход из евро кризиса, чтобы дать время суду рассмотреть жалобы об их неконституционности. Одним из них является, так называемый бюджетный договор – система предлагаемая Брюсселем для введения ограничений в бюджеты большинства европейских стран, включая Германию, с целью дисциплинированния расходов. Другим стал — европейский механизм стабильности (ESM), предназначенный для экстренного кредитования проблемных стран.
Г-жа Меркель поспешила вынести оба пакета законов в парламент на голосование 29 июня, во время последней сессии законодательного органа Германии перед летними каникулами . Принимая во внимание конституционные вопросы, она стремится протолкнуть законы и добиться их принятий принятия двумя третьими голосов в обеих палатах, как это и требуется, когда парламент хочет внести поправки в конституцию. После впечатляющей сделки с оппозицией в бундестаге, Меркель, кажется, уверена в себе.
Проблема, однако, заключается в том, что Германия и другие страны ЕС, в течение двух лет кризиса евро, уже уступили часть своего суверенитета институтам ЕС, а их просят сдать еще больше суверенитета. «Суд опасается, что наступит момент, когда Германия откажется от такого количества суверенитета, что парламент станет практически неуместным», — считает Дитер Гримм, бывший судья федерального конституционного суда. В таком случае избиратели станут лишь инструментом для заполнения избирательных бюллетеней, без возможности как-либо влиять на происходящее в стране. Конституция Германии запрещает это. «Вечный пункт» в конституции Германии говорит, о том, что некоторые вещи никогда не могут быть изменены, даже парламентом.
Вопрос в том, что именно имеется ввиду. Является ли европейский механизм стабильности (ESM) подходящим инструментом и что ожидать от еврооблигаций? Андреас Воскухл, президент Федерального конституционного суда, недавно выразил общую обеспокоенность тем, что «основные решения принимаются в анонимных зарослях брюссельской бюрократии, во время ночных заседаний Европейского Совета, или где-то в другом месте, без надлежащего публичного обсуждения и контроля». Решения по бюджету, в частности, должны оставаться в сфере влияния избранных представителей, считает он, добавив: «Было бы трагично потерять демократию на пути к спасению евро и более тесной интеграции «
Министр финансов Вольфганг Шойбле нарушил табу, предсказывая, что немцам, вероятно, придется изменить или заменить их конституции путем плебисцита. Г-жа Меркель, застигнутая врасплох, в принципе соглашается, но считает, что такой референдум дело отдаленного будущего. Федеративная республика никогда не проводила референдумы, хотя конституция предусматривает такую возможность. Тем не менее, даже референдум может не помочь расставить все точки над і. Суд может постановить, что для продолжения европейской интеграции, сам ЕС должен сначала стать подлинно демократическим.
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.