10 марта в украинской прессе появились сообщения о возможном реверсе украинской газотранспортной системы. На фоне постоянных неудач с переговорами по цене на газ с Россией, «Нафтогаз», якобы, решил обратиться к западным партнерам. Но спасет ли это Украину?
Аверс на реверс
10 марта в «Зеркале недели» появилась информация о возможном подписании рамочного соглашения между «Нафтогазом Украины» и немецкой компанией RWE. Согласно этому документу, теперь часть газа в Украину будут поставлять из Германии. Правда, речь идет о небольших объемах: до 3 миллионов кубометров в сутки. «Надо заметить, что проект этого документа разительно отличается от договора купли-продажи от 19 января 2009 года, заключенного между «Нафтогазом» и «Газпромом»», — отмечают в издании. «С юридической точки зрения, как свидетельствуют специалисты международного торгового права, с которыми консультировалась редакция ZN.UA, рамочное соглашение «Нафтогаза» с RWE является достаточно сбалансированным документом. В целом права и обязательства каждой из сторон являются паритетными и не отягощены чрезмерными или неразумными условиями», — конкретизирует издание.
Следует отметить, что в данном вопросе Украина действует в русле общеевропейских тенденций. Сейчас в Европе активно используются спотовые цены на газ, при которых оплата по сделке производится немедленно. Данный механизм получает все большую популярность и, по мнению большинства экспертов, скоро может стать основным в Старом Свете. Безусловно, пока рано говорить о том, что данный механизм станет основным и в нашей стране, особенно с учетом долей поставок по спотовым контрактам с Европой и долгосрочным контрактам с Россией. Тем не менее, влияние спотовых контрактов с RWE трудно переоценить – они смогут существенно повлиять на переговоры с «Газпромом», который, несмотря на все давление украинской стороны и участие в переговорах высшего руководства страны, не желает снижать цену на газ для нашей страны, отказываясь, в том числе, от таких «лакомых» активов, как украинская ГТС. Цели договоренностей с немцами – максимально уйти от зависимости от России. Более того, «Нафтогаз» начал переговоры и другими странами, в частности – с Турцией и Болгарией. Последняя существенно обновила свою ГТС и готова организовать поставку газа из одного из турецких терминалов сжиженного газа. Пока планируется, что следствием заключенной сделки с немцами будет выход Украины на тот уровень потребления российского газа, который был в 2009 году.
Впрочем, замена аверса на реверс на Западе Украины не так уж легка – в Словакии, через которую и будет закупать немецкий газ «Нафтогаз Украины» ГТС не рассчитана на одновременный реверс и аверс. Впрочем, в конце января – начале февраля украинцы восстановили и соединили два трубопровода, которые ранее были резервными. Эти трубопроводы проложены параллельно тем, по которым экспортируется российский газ в Словакию. Таким образом, теперь техническая возможность у словаков отчасти есть. Тем не менее, остается ряд нерешенных вопросов. В том числе и по договору с немцами. Последние могут стать для украинцев своеобразной заменой «Газпрома». В том числе и благодаря тому, что контракт существенно усиливает позиции RWE в ущерб «Нафтогазу», который вполне может снова «наступить на грабли» поставив себя в заведомо невыгодное положение при заключении данного договора.
Из огня да в полымя
Несмотря на то, что в целом контракт, который могут заключить RWE и «Нафтогаз Украины» по многим позициям лучше российско-украинских договоренностей (в частности – он не долгосрочный, что позволяет в будущем корректировать цену), он тоже таит для украинской стороны ряд опасностей. Так, согласно информации «ЗН» контракт составлен таким образом, что позиции немецкой стороны там заведомо сильнее. В частности, в статье 12 отмечается, что права сторон регулируются законами ФРГ. Кроме того, в этой же статье отмечается, что Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров в данном случае неприменима. Данный пункт существенно усиливает позиции немцев. Во-первых, игра будет вестись по правилам их законодательства. Во-вторых вопрос и в наличии высококвалифицированных специалистов по немецкому праву, которые в то же время знакомы со всеми нюансами энергетического рынка и всеми хитростями, которые могут там применяться. Украина должна была бы настаивать на применении нейтрального законодательства, тем более, что продажа, согласно договору, будет осуществляться в Словакии. Да и применение Конвенции ООН могло бы усилить позиции Украины в данном вопросе. Кроме того, в той же 12 статье отмечается, что споры между сторонами соглашения подлежать рассмотрению международным арбитражем, который находится во Франкфурте-на-Майне, что тоже существенно усиливает позиции немцев. По факту, соглашение перестает быть паритетным, ведь у RWE в возможных спорах есть существенные преимущества, в первую очередь процессуального характера.
Кроме того, не стоит выпускать из виду и обязательства немецкой и украинской сторон перед «Газпромом». Россияне уже не раз пеняли украинцам за то, что те перепродают российский газ. Не исключено, что теперь подобные претензии могут быть выдвинуты к немцам. Все-таки доля российского газа на немецком рынке довольно велика. Кроме этого, транзит газа через Словакию требует тем или иным образом согласования с «Газпромом», который в 2008 году заключил договор с Eustream о транзите газа через территорию Словакии до 2028 года. Не исключено, что для газа для Украины в словацких трубах попросту не найдется места. Или цена за транзит будет такой, что сделка будет попросту невыгодной. Можно, конечно, и «менять» газ из Украины на газ из Германии, но это тоже требует согласования с «Газпромом», которому вряд ли имеет смысл создавать условия для того, чтобы Украина уменьшала объемы покупки газа у России или имела более выгодные позиции на переговорах по цене на газ.
Отдельно следует отметить и тот факт, что сотрудничество с Турцией и Болгарией тоже во многом затруднено. Во-первых, эти страны являются активными участниками российского проекта «Южный поток». И то, что они могут предпочесть сотрудничеству с Россией контракт с Украиной по меньшей мере вызывает сомнения. Кроме того, по болгарской ГТС доставить газ непосредственно до территории Украины невозможно. Украине придется договариваться еще и с Румынией. С учетом извечных украино-румынских конфликтов по вопросам границ (в частности, по судоходству в дельте Дуная), Бухарест может получить стараниями украинской стороны прекрасный повод для давления на Киев. Таким образом, Украина не то, что поменяет «шило на мыло», а к политическим проблемам с Россией, связанным с газом, добавит и точно такие же и связанные все с тем же газом проблемы с Румынией.
В любом случае, даже соглашение с одной лишь немецкой стороной вряд ли способно решить все украинские проблемы с газом. И даже в этом случае много будет зависеть от воли как руководства страны, так и руководства «Нафтогаза». Кроме того, нельзя исключать и давления «Газпрома», который все же вряд ли заинтересован в подобной сделке. Учитывая усиление российской компании на энергетическом рынке Европы вряд ли можно ожидать, что «Газпром» не будет пытаться повлиять на заключение подобного соглашения.
Борис Рудь
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.