Конкуренция между российским проектом «Южный поток» и европейским Nabucco на южноевропейском газовом рынке неожиданно завершилась появлением третьего игрока. Азербайджан сделал весомую заявку на превращение страны в самостоятельного игрока на газовом рынке, подписав в конце декабря меморандум о взаимопонимании с Турцией о реализации нового проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP), в котором доля азербайджанской стороны составляет 80%. TANAP, ресурсной базой которого станет вторая очередь азербайджанского газового месторождения Шах-Дениз, практически «закрывает» проект Nabucco. В то же время вероятность строительства российского «Южного потока», на прокладку которого Турция дала «добро», возрастает. В связи с этим, турецко-азербайджанский газовый пакт оказывает существенное влияние на газовый рынок не только Европы, но и Украины.

Азербайджанское решение

Азербайджан является новичком на мировом рынке газа. Еще в середине прошлого десятилетия страна была вынуждена импортировать газ из России, а ее собственная добыча в 2004 г. составляла всего лишь 4.6 млрд куб м. Однако освоение новых месторождений на шельфе Каспийского моря, в первую очередь Шах-Дениз с ресурсами более 1.2 трлн куб м, позволило быстро нарастить обороты. Уже в 2010 г. в Азербайджане было добыто 26.2 млрд куб м газа, из которых почти 16.7 млрд куб м пришлось на товарный газ.

Однако развитие газовой отрасли в стране сдерживалось нехваткой инфраструктурных мощностей для экспорта газа. Появившиеся у Азербайджана излишки газа продавались в небольших количествах в Грузию, Иран и Турцию, некоторые объемы приобретала и Россия. Но в целом объем экспорта в 2010 г. не превышал 6-6.5 млрд куб м. Здесь сыграло свою роль не только отсутствие трубопроводов (они-то как раз были), но и неуступчивость Баку в ценовых вопросах. В частности, Азербайджан долгое время не мог договориться с турецкими покупателями, что сдерживало объемы поставок.

Вообще в последнее время азербайджанская газовая отрасль находилась в двойственном положении. С одной стороны, покупатели, можно сказать, выстраивались в очередь. Помимо традиционных потребителей, неподдельный интерес к приобретению азербайджанского газа проявляли различные европейские и ближневосточные страны, а также Украина. Каспийские месторождения рассматривались в качестве основного ресурса для таких проектов, как европейские газопроводы Nabucco, ITGI (итальянско-греческий интерконнектор) и TAP (трансадриатический газопровод), грузинско-румынский AGRI, украинский проект строительства LNG-терминала. Если собрать воедино все эти проекты, получалось, что спрос на азербайджанский газ со стороны внешних покупателей мог достигнуть 45-60 млрд куб м в год к 2020 г.

Но с другой стороны, большинство этих проектов находились только на бумаге. К тому же они предполагали весьма ограниченную роль Азербайджана, который должен был продавать добытый газ на своей границе.

Между тем отсутствие выгодных для страны путей экспорта газа ограничивало развитие национальной газовой отрасли. Именно по этой причине в прошлом году была сокращена добыча на месторождении Шах-Дениз, а ввод в строй второй очереди был перенесен с 2014-2016 гг. на 2017 г. По предварительным данным, в прошлом году в Азербайджане было добыто около 25.3 млрд куб м газа, что на 3.4% уступает показателям 2010 г.

В то же время вопрос о направлениях внешних поставок газа приобретал для Азербайджана важнейшее значение. По последним прогнозам, в 2015 г. объем добычи в стране предполагается довести до 30 млрд куб м, а к 2020 г., в связи с вводом в строй ряда новых месторождений, этот показатель может возрасти до 45-55 млрд куб м, из которых порядка 25-35 млрд куб м можно будет экспортировать. Но для этого надо было решить, кому и каким образом следует поставлять этот газ.

В течение прошлого года азербайджанское правительство проводило переговоры по газовым вопросам и с Россией, и с Европейской комиссией, лоббировавшей проект Nabucco. Но выбор был сделан в пользу сотрудничества с Турцией — страной, наиболее близкой к Азербайджану в национальном и культурном плане.

Еще в апреле 2011 г. Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) и турецкий оператор трубопроводных сетей BOTAS подписали соглашение об условиях транзита азербайджанского газа через Турцию. Как сообщил глава ГНКАР Ровнаг Абдуллаев, изначально рассматривался вопрос о модернизации существующих мощностей BOTAS для организации транзитных поставок. Позднее этот вариант был признан неприемлемым, так как не обеспечивал достаточный объем прокачки. В итоге в конце декабря 2011 г. Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить новый газопровод для поставок азербайджанского газа в Европу.

Трубопровод, получивший название Trans-Anatolia Gas Pipeline (TANAP), протяженностью около 2000 км будет соединять Азербайджан с Турцией (через Грузию). Его точная трасса пока не определена, стоимость оценивается в $5-6 млрд. Пропускная способность газопровода на первой стадии составит 16 млрд куб м в год, из которых 6 млрд куб м будет использоваться турецкими потребителями, а остальной объем пойдет в европейские страны. На втором этапе планируется увеличение объема поставок до 24 млрд куб м в год. Ввод в строй газопровода запланирован на 2017 г. и приурочен к началу добычи газа на второй очереди месторождения Шах-Дениз.

Интересно, что 80% акций в проекте TANAP будет принадлежать ГНКАР, а 20% — турецкой стороне, которая будет представлена BOTAS и национальной нефтяной компанией Turkish Petroleum (TPAO), каждая из которых будет иметь по 10%.

Таким образом, Азербайджан впервые получил возможность для прямых поставок своего газа непосредственно европейским потребителям. Турция тоже не осталась внакладе. Помимо 20% акций и того, что оператором газопровода будет компания BOTAS, она будет получать дополнительно 6 млрд куб м газа в год — скорее всего, по достаточно льготной цене. Не исключено также, что этот газ может перепродаваться другим покупателям.

Европейский выбор

Пока вопрос о том, как именно азербайджанский газ будет поступать на европейский рынок, остается открытым. Сейчас рассматриваются три возможных пути. Первый — проект ITGI, который продвигают греческая компания DEPA и итальянская Edison. Он предусматривает строительство подводного газопровода, соединяющего Грецию и Италию, мощностью 8 млрд куб м в год.

В рамках второго — проекта TAP, инициаторами которого являются норвежская Statoil, немецкая E.ON и швейцарская EGL Group, газопровод мощностью 10-20 млрд куб м в год предполагается проложить из Греции в Италию через Албанию. Преимуществом обоих вариантов является то, что они предусматривают использование уже существующего турецко-греческого интерконнектора с пропускной способностью 13 млрд куб м газа в год, через который в настоящее время ежегодно прокачивается менее 1 млрд куб м.

Третий вариант в сентябре 2011 г. предложила британская компания BP, оператор проекта разработки месторождения Шах-Дениз. В соответствии с ним, TANAP предлагается прокладывать не к греческой, а к болгарской границе, чтобы затем поставлять газ в Болгарию, Румынию, Венгрию и, возможно, Хорватию. Мощность этого газопровода, получившего название South-East Europe Pipeline (SEEP), на первых порах может составить 10 млрд куб м в год, а затем быть расширена.

Помимо азербайджанского, BP предлагает закачивать в эту трубу иракский, а в перспективе — иранский и туркменский газ. Правда, в отличие от уже достаточно глубоко проработанных ITGI и TAP, газопровод SEEP представляет собой, скорее, концепцию, чем проект.

Как сообщает азербайджанская сторона, выбор между тремя вариантами может быть сделан уже в марте 2012 г. Впрочем, не исключено, что этих вариантов окажется четыре, а не три. В последнее время в европейских СМИ появилась информация о том, что TANAP может быть соединен с газопроводом Nabucco-light, который представляет собой сильно урезанную версию давнего европейского проекта Nabucco и в основных чертах повторяет концепцию SEEP.

Подписание азербайджанско-турецкого соглашения в конце прошлого года вызвало изрядный шум в Европе, прежде всего, вследствие влияния этого трубопровода на будущее Nabucco — «любимого» проекта Европейской комиссии. В прошлом году азербайджанское руководство обещало европейцам выделить для нужд Nabucco 21 млрд куб м газа в год начиная с 2017 г., но теперь понятно, что этого уже не будет. И хотя участники TANAP как с турецкой, так и с азербайджанской стороны неоднократно заявляли, что их инициатива никак не мешает строительству Nabucco, а только дополняет ее, в это верится с трудом.

Конечно, TANAP не отменяет полностью Nabucco, но делает реализацию этого проекта крайне проблематичной. Без 16-24 млрд куб м азербайджанского газа, который будет поставляться напрямую в Европу, ресурсная база европейского газопровода предполагаемой мощностью 31 млрд куб м в год окончательно провисает.

Нет, есть еще альтернативные варианты наподобие строительства подводного газопровода через Каспийское море для транспортировки туркменского газа, подключения к Nabucco североиракских и даже иранских месторождений, но на сегодняшний день все они выглядят весьма сомнительными. Nabucco, впрочем, всегда был больше политическим проектом, чем коммерческим предприятием. Решение Азербайджана о самостоятельном экспорте своего газа через Турцию окончательно лишает его экономического смысла.

При этом TANAP «закрывает» не только Nabucco. Под большим вопросом оказывается также реализация LNG-проектов на Черном море, будь то AGRI или строительство терминала в Украине. Кстати, характерно, что в комментариях европейских СМИ по поводу азербайджанско-турецкого соглашения ни о том, ни о другом проекте вообще не упоминалось.

С учетом уже существующих трубопроводов строительство Трансанатолийского газопровода позволит Азербайджану экспортировать не менее 23-25 млрд куб м в год с 2017 г. и около 32 млрд куб м после ввода в строй второй очереди TANAP.

И большой вопрос: останутся ли у Азербайджана свободные ресурсы газа, чтобы строить ради этого завод по его сжижению? В принципе, LNG-проект нельзя считать окончательно снятым с повестки дня. Но, вероятно, вернуться к этому вопросу Азербайджан сможет не ранее конца текущего десятилетия, когда станет ясно, какие именно объемы газа он в дальнейшем сможет отправлять на экспорт.

Правда, Еврокомиссия может утешать себя тем, что азербайджанский газ так или иначе будет поставляться на европейский рынок в обход России, т.е. цель, поставленная при разработке проекта Nabucco, окажется достигнутой. Однако не следует забывать, что предполагаемая мощность TANAP даже после строительства второй стадии окажется, как минимум, почти вдвое меньше, чем Nabucco (с точки зрения объема поставок в Европу). Кроме того, Nabucco задумывался как единый маршрут для поставок в Европу всего каспийского газа, а не только азербайджанского.

В то же время TANAP ни в коей степени не отменяет российский «Южный поток». Более того, всего через несколько дней после подписания меморандума с Азербайджаном Турция дала официально разрешение России на прокладку подводного газопровода в своей экономической зоне в Черном море.

Также было подписано соглашение о расширении импорта российского газа. Согласно информации «Газпрома», в этом году объем поставок российского газа в Турцию возрастет на 2 млрд куб м и достигнет 27.5 млрд куб м. Очевидно, этот договор предусматривает и какие-то уступки с российской стороны — в ценовом плане либо в отношении некоторой коррекции позиции России в газовом конфликте между Турцией и Кипром.

По оценкам европейских аналитиков, «зеленый свет», данный Турцией TANAP и «Южному потоку» на фоне фактического «красного света» на пути Nabucco, не случайный. Прежде всего, Турция все больше позиционирует себя как самостоятельная сила в регионе, руководствующаяся в своей политике только собственными интересами. Очевидно, что строительство вполне реального TANAP оказалось выгоднее для турецкого руководства, чем «вечно перспективный» Nabucco, а Россия и Азербайджан сумели предложить Анкаре более подходящие условия, чем находящийся в экономическом и финансовом кризисе Евросоюз.

Украинские варианты

Безусловно, решение о строительстве TANAP и снятие очередного барьера на пути «Южного потока» напрямую затрагивают интересы Украины. «Газпром» оказался все ближе к возможности прокладки газопровода в обход Украины. Фактически ему осталось преодолеть последнее препятствие — получить от Еврокомиссии статус Трансъевропейского проекта, что позволит вывести «Южный поток» из-под действия европейского законодательства, воспрещающего поставщикам и покупателям газа контролировать газотранспортные мощности.

Кстати, российская сторона ведет себя так, будто искомое разрешение у нее уже в кармане. Пожалуй, именно так следует рассматривать поручение премьер-министра (и, очевидно, будущего президента) России Владимира Путина об ускорении начала строительства «Южного потока». Если раньше работы над газопроводом предполагалось начать в 2013 г., то теперь стартовать планируется уже в конце т.г.

Похоже, в Москве предполагают, что после появления проекта TANAP вероятность строительства Nabucco стремится к нулю, что заставит Еврокомиссию в конце концов смириться с неизбежным. Так или иначе, газ Европе необходим.

В самом конце прошлого года председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, правда, заявил о том, что судьба «Южного потока» окончательно не решена и все еще зависит от итогов переговоров с Украиной о создании газотранспортного консорциума, но позднее эта тема не получила продолжения.

Зато украинская сторона, наконец, назвала приемлемую, с ее точки зрения, цену за ГТС: $20 млрд за саму трубу, до $8 млрд инвестиций в ее модернизацию и скидка на поставляемый газ в размере $9 млрд. Очевидно, под последним понимается снижение цены до менее $200 за 1 тыс куб м, учитывая нынешнюю стоимость в $416 за 1 тыс куб м и планируемый объем закупок в объеме 40 млрд куб м год.

Эта цена представляется вполне обоснованной. Ранее «Газпром» заплатил $5 млрд за беларусский «Белтрансгаз», транзитные мощности которого составляют немногим более 30 млрд куб м в год. Одновременно стоимость газа для Беларуси была уменьшена до $165 за 1 тыс куб м. Правда, по сравнению с приобретением ГТС Украины затраты «Газпрома» на «Южный поток» теперь представляются не такими уж большими. По последним оценкам, сооружение газопровода обойдется в EUR16.5 млрд (менее $21.5 млрд по текущему курсу), из которых доля российской компании составит всего 51%, т.е. немногим более $10 млрд.

В то же время для Украины продажа ГТС на указанных выше условиях была бы весьма выгодной. В конце концов, $20 млрд — это довольно большие деньги. Их целевое вложение в расширение добычи газа в Украине или повышение энергоэффективности экономики в итоге позволило бы сократить импорт российского газа, наверное, не менее чем на 10-15 млрд куб м в год с экономией $2-3 млрд ежегодно.

Кроме того, дешевый газ способствовал бы повышению уровня жизни населения и росту конкурентоспособности украинской промышленной продукции на мировом рынке. Правда, ценой продажи ГТС России было бы заметное ухудшение отношений с Евросоюзом.

Впрочем, сегодня речь о продаже ГТС Украины «Газпрому» не идет (или пока не идет). Алексей Миллер в канун Нового года сухо заявил, что стоимость украинского трубопровода в обозримом будущем может заметно снизиться (а в случае реализации проекта «Южный поток» это действительно так), а украинская сторона в ответ пообещала сократить в этом году закупки российского газа до 27 млрд куб м вместо, как минимум, 33 млрд куб м, указанных в контракте. Иными словами, газовый конфликт между Россией и Украиной продолжается, равно как и бесконечные переговоры о создании транспортного консорциума.

Хотя нет, бесконечными эти переговоры назвать уже никак нельзя. Решение о строительстве TANAP коренным образом меняет обстановку в южном секторе европейского газового рынка. Весьма вероятно, что уже через несколько месяцев (а может, и в феврале-марте) Россия получит все необходимые разрешения на строительство «Южного потока», и тогда ей придется принимать окончательное решение о том, реализовывать ли этот проект вообще, а если да, то в каком масштабе. От этого решения и будет зависеть судьба ГТС Украины.

Виктор ТАРНАВСКИЙ

 
 
 
Новый газопровод TANAP: что будет с Nabucco и «потоками»? , 9.79 из 10 базируется на 74 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.