Гривна обвалилась, но смогла восстановиться, сообщает «Инвестгазета». Что это – ситуативный всплеск спроса или спланированная акция?
На прошлой неделе случилось то, чего все так опасались: гривна рухнула. И на очередной аукцион по размещению ОВГЗ, где правительство предлагало гривневые облигации, так никто и не пришел. Банкиры не рисковали покупать долги правительства в национальной валюте и пристально следили за динамикой курса доллара на межбанковском рынке. А увиденное там не способствовало позитивному настроению. Возникший дефицит доллара на межбанке привел к его подорожанию до максимума почти трехлетней давности — 8,18-8,19 грн. Продавцы в свою очередь решили придержать валюту в ожидании дальнейшего роста курса. «С 15 июля Национальный банк не выходил с продажей валюты. А поскольку девальвационные ожидания никто не отменял, то реакция межбанка не замедлила проявиться. Кроме того, в конце августа банки продали много наличности и вынуждены были покупать ее», – озвучил свою версию председатель правления одного из банков.
Наличный рынок на прошлой неделе также не заставил себя долго ждать, достигнув отметки 8,30 грн. за доллар. Впрочем, банкиры говорят, что ажиотажа со стороны населения не было, и курс лишь отыгрывал изменения на межбанке с опозданием на один день.
Как по нотам
В раскручивании ситуации многие увидели руку самого Нацбанка. 3 сентября остатки на корсчетах банков достигли 25 млрд. грн. (при средних 18-20 млрд. грн.). Накануне, 31 августа, регулятор предоставил банкам рефинансирование на сумму 3,8 млрд. грн. Такой значительный объем выделенных средств объяснили желанием поддержать кредитование экономики и повысить ликвидность в банковской системе. Это был пробный шаг по предоставлению кредитов рефинансирования сроком до года, осуществленный в рамках согласованной политики с МВФ. Однако, как это часто бывает, вся эта ликвидность тут же была направлена на валютный рынок, что и привело к повышению спроса на доллар и снижению курса гривны. В итоге Нацбанк обвинил своих подопечных в «раскручивании девальвации национальной валюты», а совет НБУ поспешил сообщить о спекулятивной атаке на гривну.
«Собственно НБУ сам и спровоцировал ситуацию. Тем не менее это позволило им «отрепетировать кризис», — признался на условиях анонимности один из банкиров. Поэтому рассчитывать на то, что будут названы виновные, не приходится. Хотя в четверг глава Нацбанка Сергей Арбузов пригласил к себе «на ковер» глав банков, пригрозив применением санкций к тем, чьи действия способствовали нагнетанию негативных ожиданий на валютном рынке 4 сентября. О том, что Нацбанк будет проводить расследование, подтвердил и заместитель директора генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Александр Арсенюк. «НБУ в настоящее время внимательно отслеживает ситуацию. Там, где это необходимо, проводятся инспекционные проверки. И если мы действительно установим факт, что какие-то банки нарушали законодательство Украины и нормативные акты НБУ, к ним будут применены меры воздействия в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», — заявил он.
А пока ситуация на межбанке вернулась на прежние уровни. Как будто ничего и не было.
Банкиры рассчитывают, что в ближайшие дни она изменится в лучшую сторону. Уже в пятницу курс гривны на межбанке укрепился до 8,12 грн. Неофициально банкиры называют ориентиром курс 8,11 грн., который поддерживает государственный Ощадбанк. Так что НБУ пока отделался легким испугом: если бы население подхватило волну — паника привела бы к более серьезному и затяжному падению курса гривны.
Фальстарт
«После множества публикаций на тему курсовых перспектив банки, а за ними и население, наконец-то решили, что «что-то» началось. Ни в коем случае нельзя отрицать серьезность ситуации и девальвационную угрозу, но в действительности «обвальный» момент на рынке еще не созрел. Фактически произошел типичный фальстарт», – считает исполнительный директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. По мнению эксперта, политический момент сегодня вряд ли позволит отпустить курс. С одной стороны, нынешняя осень обещает рост цен на продукты, и на этом фоне падение национальной валюты к ноябрю может свести на нет политические перспективы многих кандидатов от власти. Однако учитывая резервы НБУ, правительство будет в состоянии удерживать «стабильность» еще несколько месяцев — даже при очень крупных спекулятивных атаках. С другой стороны, ограниченная ликвидность банковской системы также существенно отличает осень 2012 года от осени 2008-го. При таком «гривневом голоде» очень сложно организовать действительно масштабную девальвационную волну. Нельзя отбрасывать и все еще достаточно большие объемы экспорта и как следствие — поступление валюты. На прошлой неделе многие, конечно, стали придерживать валюту, но обвала экспорта пока не наблюдается. А значит, для операционных затрат экспортеры будут вынуждены продавать валютную выручку. Поэтому до парламентских выборов мы вряд ли увидим резкую девальвацию национальной валюты, хотя подобный всплеск, наверное, будет не последним нынешней осенью. За четыре месяца выплаты по ОВГЗ составят 16,6 млрд. грн. и при нынешних условиях они, скорее всего, вновь окажутся на валютном рынке.
Судить о том, был ли это однодневный скачок или начало плавной девальвации, можно будет уже в ближайшее время. Хотя экономических предпосылок для резкой девальвации гривны в ближайшее время нет, но ее легко может обесценить паника. Банкиры признаются, что проведение НБУ политики гибкого курса, которое выражается в его самоустранении с рынка, пока преждевременно. Однако никто из опрошенных «Инвестгазетой» банкиров не верит, что глубина девальвации сможет повторить события 2008 года. Но колебания курса в пределах 5-7% (в пределах уровня инфляции), по мнению большинства экспертов, весьма вероятны. А к концу года мы все же выйдем на уровень 8,20 грн. за доллар.
Вячеслав Мироненко
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.