На строительство оптовых рынков правительство планирует потратить 0,5 млрд. бюджетных гривень, из которых половина уже израсходована. Но пока ни один из 11 официальных ОРСП так и не стал полноценным связующим звеном между производителями сельхозпродукции и оптовыми покупателями. Соответственно, деньги налогоплательщиков уходят на поддержку неприбыльных и неперспективных в нынешнем виде проектов.
Бюджетная четверть
По данным МинАПК, в Украине действует 11 объектов, которым предоставлен статус оптовых рынков сельхозпродукции (ОРСП) в соответствии с одноименным законом. Речь идет о львовском «Шуваре», киевском «Столичном», донецком «Господаре», запорожском «Сечевом», одесском «Гектаре», мариупольском «Азовском», харь ковском «Лелеке» и рынках в Херсонской, Ровенской, Луганской и Николаевской областях. Все они созданы или работают в рамках специальной государственной программы, разработанной и утвержденной Кабмином в 2009 г.
А раз речь идет о госпрограмме, в ней участвуют и бюджетные средства. «Для создания таких рынков государство создает условия для привлечения частного капитала в их строительство. Кроме того, государством предоставляется финансовая поддержка, в частности в государственном бюджете на 2012 г. предусмотрены расходы для предоставления такой поддержки в сумме 248 млн. грн.», — рассказывает директор департамента экономразвития аграрного рынка МинАПК Сергей Кваша. Нужно уточнить, что непосредственно госбюджет предусмотрел на эти цели в 2012 г. 200 млн. грн., еще 48 млн. грн. появились благодаря распоряжению Кабмина №247 от 11.04.2012. Примечательно, что согласно отчету Госказначейства о выполнении госбюджета, за первое полугодие 2012 г. в рамках программы создания ОРСП освоено всего 2 млн. грн. – по имеющимся сведениям, они ушли на «Столичный».
В предыдущем году на эти же цели из госбюджета было потрачено почти 200 млн. грн., в 2010 г. – 40 млн. грн. Тем не менее, как объясняет руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко, ни в одном из них нет государственной доли. «Все рынки, имеющие статус ОРСП, находятся в частной собственности, хотя и получают финансовую поддержку от государства. И пока не идет речь о том, что государство станет их совладельцем», — говорит он.
Как рассказывает председатель ассоциации оптовых рынков сельхозпродукции Украины Роман Федишин, МинАПК за счет средств из госбюджета компенсирует владельцам ОРСП 25-27% от стоимости затрат на их строительство, помогает с инженерной и дорожной инфраструктурой. Например, на поддержку открытого в 2011 г. донецкого «Господаря», общая стоимость которого составила под 400 млн. грн., ушло 45 млн. грн. бюджетных денег. Правда, по состоянию на сегодняшний день проект провалился с треском. Как объясняет Р.Федишин, это произошло из-за технических накладок – на зиму не успели подготовить холодильное оборудование, а сейчас все наладили, и в нынешнюю зиму рынок должен войти без проблем. Но текущий сезон торговли плодовоовощной продукцией, который находится в самом разгаре, снова оказался неудачным – рынок опять не нашел ни продавцов, ни покупателей.
И в розницу тоже
В Киеве, Львове и других городах ситуация немного лучше, но тоже далека от желаемой. Главной особенностью всех ОРСП является то, что несмотря на четкое определение закона, что оптовым рынком является юрлицо, которое предоставляет услуги по оптовой торговле сельхозпродукцией, на самом деле все они торгуют и в розницу. Как объясняет Н.Гриценко, это отступление от буквы закона было сделано намеренно, чтобы обеспечить более-менее успешный старт их работы. Но в итоге, по его словам, де-факто они ничем не отличаются от обычных оптово-розничных рынков.
«Так называемое государственно-частное партнерство, на основе которого стоится деятельность ОРСП, в том виде, в котором оно есть, больше смахивает на доступ к кормушке только конкретных людей, а не на реальное развитие инвестиций и поддержку инвесторов», — считает директор компании «ПроАгро» Николай Верницкий. По его словам, теоретически оптовые рынки должны были исключить посредников из цепи от производителя к оптовому потребителю, но в итоге лишь малая доля продукции там реализуется по этой схеме. «Их роль в экономике Украины никакая, на рынке плодоовощной продукции – крайне невысокая», — добавляет он.
Правда, Р.Федишин на примере «Шувара» уверяет в обратном. По его словам, по Львовской области рынок занимает долю в 5% купли-продажи плодовоовощной продукции и 17% — по всему западному региону, реализуя 450-500 тыс. тонн в год. ОРСП «Столичный» по итогам 2012 г. должен выйти на 100 тыс. тонн продукции, прогнозирует эксперт. С учетом того, что всего за год в Украине реализуется до 12 млн. тонн фруктов и овощей, эти цифры действительно кажутся неплохими, особенно для рынков с совсем небольшой историей работы.
Не сдружились
Впрочем, как добавляет Н.Гриценко, именно история играет против ОРСП, ведь обычно рынки возникают стихийно в местах, где пересекаются дороги продавца и покупателя. А эти оптовые рынки были созданы искусственно. К тому же, эксперты считают их нынешний формат неудачным и несвоевременным. «В Европе оптовые рынки начали создавать в 1960-х гг., и сегодня они переживают сложные времена, вытесняясь супермаркетами транснациональных компаний. «Например, если в 1980-х гг. через оптовый рынок в Берлине проходило 80% плодовоовощной продукции, сейчас его доля упала до 30%. Поэтому сейчас нужно обязательно учитывать агрессивную и отработанную маркетинговую стратегию развития супермаркетов. Если рынки не найдут оснований для тесного сотрудничества с супермаркетами (а обычно супермаркеты формируют собственную сеть поставщиков и логистических центров), то их дальнейшая судьба будет достаточно сложной. В Европе оптовые рынки уже переформатируют свою работу, занимаясь, в т.ч., обучением фермеров, безопасностью продуктов питания, внедрением новых технологий», — рассказывает он.
Но у нас ОРСП пока пытаются выполнять классическую функцию связующего звена, хотя связывать особо некого. «70-80% плодовоовощной продукции производится в частных хозяйствах, а они поодиночке не могут выйти на общий рынок. Поэтому именно ОРСП должны были бы стать связующим звеном между мелким производителем и крупным покупателем», — говорит Н.Гриценко. Но последние, например, сети супермаркетов, уже давно и достаточно успешно наладили прямые контакты с поставщиками, поэтому лишний посредник в виде ОРСП им попросту не нужен.
«Идею создания ОРСП считаю удачной, а ее реализацию – нет. По моему мнению, чтобы полностью достигнуть цели, то есть напрямую связать покупателя и продавца, проще было бы организовать систему аукционов без наличия физического товара на складе аукциона», — отмечает Н.Верницкий. Он подчеркивает, что это должны быть торги именно стандартизированной продукцией по продаже лотов (причем с дальнейшей прямой поставкой), когда продавцы и покупатели конкурируют между собой. «Но это схема не требовала бы собственно рынка, что, скорее всего, не устроило бы министерство», — считает он. И добавляет, что стране нужны скорее дешевые овощехранилища и доступ к ним производителей овощей, а уж как и где продать, они и продумают сами. Впрочем, поскольку у МинАПК до конца текущего года еще осталось четыре месяца и 246 млн. грн., которые нужно израсходовать именно на ОРСП, вряд ли ведомство в ближайшее время будет менять ранее намеченные планы.
Наталья Тарасова
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.