Я никогда не был в Давосе, хотя меня много раз пытались уговорить приехать сюда, — написал в своем блоге накануне ежегодной встречи в Давосе Мухаммед Эр-Риан, исполнительный директор глобальной инвестиционной компании PIMCO. — Ежегодная встреча Всемирного экономического форума по-прежнему остается одним из самых желанных билетов, которые стремится получить бизнес. Но ее организаторы хотят, чтобы эта встреча была чем-то большим, чем она есть сейчас — большой и престижной площадкой для обсуждений. Они хотят, чтобы она влияла на политику как на национальном, так и на глобальном уровнях», передает «Инвестгазета».

Немного скепсиса от инвестбанкира вполне соответствует настроениям форума, который не делает погоды в политике, хотя это и не останавливает бизнес от поездки в зимние швейцарские Альпы. «Раз в год руководители крупных компаний сверяют курс: куда движется энергетика, какие ключевые проблемы, как идет дискуссия с регуляторами», — говорит Максим Тимченко, гендиректор ДТЭК, которая входит в так называемое энергетическое сообщество ВЭФ.

Основной темой Давоса-2012 была заявлена «Великая трансформация: определяя новые модели». Довольно расплывчатая формулировка. Но на деле говорили об этом не так уж много. Участников мало интересовали экономические проблемы в Китае — куда, собственно, и был направлен один из векторов «великой трансформации». Всех больше волновал долговой кризис в Европе. «Я слышал, один европейский банк уже начал разделять евро по национальному признаку: на немецкий евро, греческий евро, и устанавливать для них внутренние обменные курсы», — написал в Твиттере один из участников Давосского форума.

«Есть общее ощущение, что выход из долгового кризиса в ЕС несомненно найдется», — делится впечатлением Тодд Берман, глава подразделения инвестиционного банкинга в компании «Тройка Диалог». Но добавляет: «Нужно делать скидку на то, что я — инвестбанкир, а нам свойственно быть оптимистами».

Общее настроение на форуме — не­определенность в политической среде пугает, высказывает свою точку зрения Максим Тимченко. Поэтому планировать и начинать двадцатилетние инвестиции бизнес не берется.

Большинство украинских коллег Тимченко, приехавших в Давос, в самом форуме участия не принимали. «Облегченной» версией ВЭФа для них уже давно стал «украинский ланч», который уже в восьмой раз проводит Фонд Виктора Пинчука и компания EastOne. Здесь обсуждались те же проблемы: пути будущего развития. На ланче выступал Виктор Янукович.

Когда два года назад он приехал в Давос «без пяти минут президентом», бизнесмены шли послушать его кто с надеждой, кто — с любопытством. Но все с ожиданием, что он начнет в Украине новую страницу истории, желательно светлую. В этом году настроения были прямо противоположные.

Условия работы в Украине не способствуют тому, чтобы бизнес инвестировал в ее экономику. «Мы видим падение инвестиционной активности в Украине в силу комбинации политических и экономических факторов, — говорит Берман. — Развивать свой бизнес не хотят ни украинские компании, ни иностранный инвестор. И причина этого — макроклимат в вашей стране». Несколько сотен бизнесменов пришли на украинский ланч, чтобы услышать от президента, есть ли шанс на решение насущных проблем. «Если политические вопросы будут решены, наш бизнес сможет чувствовать себя более комфортно», — говорит Райнер Линднер, глава Восточного комитета немецкой экономики — бизнес-организации, объединяющей все немецкие компании, работающие в странах Восточной Европы.

Впрочем, иностранцы хотели послушать гораздо больше, чем отечественный бизнес — тот приехал все-таки не ради президента, а ради полезных контактов. За полчаса до начала ланча небольшое лобби перед залом, где уже заканчивали накрывать на столы и ставить водку «Хортица» в ведерца со льдом, заполнилось представителями украинского и российского бизнеса. Президент Альфа Банка Украина Александр Луканов пришел в компании Михаила Спектра, управляющего VS Energy. Говорили о делах. Например, оба не отрицали, что банк может профинансировать компанию в приватизационном конкурсе «Закарпатьеоблэнерго» и «Черкассыобл­энерго». Александр Ярославский, присутствовавший с женой Мариной, излучал оптимизм и сказал, что может работать при любой власти. Один за другим подтягивались Сергей Тарута и Вадим Новинский, Вагит Алекперов и Герман Греф.

«Нам удалось найти формулу успеха для сотрудничества власти и бизнеса», — начал свою речь Янукович. — Процессы интеграции (с ЕС. — Ред.), они у нас на практике вложены в процесс реформ». Через несколько фраз выступление свелось к очередной попытке убедить иностранных инвесторов (свои точно не верят) в том, что все будет хорошо. И президент в который раз повторил заученные фразы о том, что Юлия Тимошенко поставила национальную независимость Украины под угрозу и должна нести за это ответственность. Реакции на свои слова Янукович ждать не стал и покинул зал.

Украина сошла с пути евроинтеграции и очутилась на перекрестке, через пять минут резюмировал реакцию аудитории один из главных лобби Украины в ЕС, министр иностранных дел Швеции Карл Бильд.

«Если это была попытка убедить бизнес, что происходящее в Украине — это и есть верховенство закона, то ему это не удалось. Бизнес ему не поверил», — едва ли не в один голос сказали Райнер Линднер и Анна Деревянко, глава Европейской Бизнес Ассоциации. А один из присутствующих владельцев крупного бизнеса недвузначно заметил: «Януковичу не нужно было приезжать в Давос. Многие президенты не приехали в этом году, и ничего не случилось. Ехать имеет смысл лишь тогда, когда тебе есть что сказать нового партнерам по бизнесу и политике. Януковичу сказать было нечего».

Вряд ли Виктора Януковича на самом деле интересует их мнение. У него были свои соображения насчет целей поездки. «Ситуация в газовой сфере в Украине, я бы сказал, носит все признаки угрозы национальной безопасности. Без преувеличения», — заявил президент, и все силы бросил на попытку устранить эту «угрозу». В этом он, кстати, оказался, вполне в давосском тренде — вопрос энергоресурсов, точнее перехода на возобновляемые источники энергии, был здесь одним из самых обсуждаемых. В рамках форума Янукович побывал на трех сессиях, и все они были посвящены энергетике. Как и тема двух из трех официальных встреч, проведенных Януковичем в Альпах — с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, президентом Польши Брониславом Коморовским и главой ЕБРР Томасом Мировым.

Но совершить энергетический блицкриг Януковичу не удалось. Еще в январе Кабмин уполномочил министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко подписать в Давосе соглашение о сотрудничестве с Азербайджаном в организации поставок сжиженного природного газа на территорию Украины. Но с этим распоряжением ни министр, ни президент не справились.

Ход событий явно нервировал украинскую официальную делегацию. Президент сказал, что в результате переговоров страны вышли на «более масштабные договоренности». К тому же к процессу переговоров неожиданно подключилась Турция. Но о каком масштабе идет речь и кто стал инициатором соглашения «на троих», решил не говорить. Министр энергетики Юрий Бойко на вопрос журналиста «Коммерсанта», что он здесь (на переговорах) делает, то ли в шутку, то ли всерьез ответил, что сам этого не знает. Немного ясности внес лишь глава АП Сергей Левочкин, сказав, что обсуждаются два варианта поставок газа в Украину, а подписания трехстороннего соглашения он ожидает в течение полугода.

Еще одни сети были закинуты в сторону Европейского банка реконструкции и развития. На встрече с главой банка Томасом Мировым украинский гарант прямо предложил ему выступить в качестве одного из акционеров в будущем трехстороннем консорциуме по модернизации украинской ГТС. «Речь идет о механизме, когда ЕБРР вместе с тремя потенциальными участниками консорциума — Украиной, Россией и ЕС — выступит в качестве финансового инвестора, акционера в проекте», — объяснил впоследствии старший советник ЕБРР Антон Усов, добавив, что тогда Киеву стоило бы пригласить к сотрудничеству и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Ведь требуемый объем инвестиций очень велик. Но все же вместо ответа на предложение ЕБРР поставил лишь жирное троеточие. «Этот вопрос должен решаться на уровне всех заинтересованных сторон, к тому же ЕБРР не отказывается от своих требований: правительство Украины должно решить проблему реорганизации НАК «Нафтогаз», — отметил Усов.

Из двух намеченных целей форума украинский президент не достиг ни одной: не смог убедить инвесторов, что вкладывать в нашу страну безопасно, и не смог отвести «энергетическую угрозу» от государства. Но ситуация в Украине не проходит для него бесследно. Если два года назад с ним спешил общаться каждый, то сейчас накануне форума в СМИ появилась информация о том, что встречаться с украинским гарантом руководство западных стран в Давосе не хочет. Возможно, и прав был украинский бизнесмен, посчитавший, что если Виктору Януковичу нечего было нового сказать миру, то и ездить на такие мероприятия вовсе не стоит.

Дария Марчак

 
 
 
Почему Украина провалилась в Давосе , 6.97 из 10 базируется на 86 оцен.
 

1 Comment

  1. Татьяна Гаврилова:

    Украина скатывается к уровню Сомали…

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.