Украина выйдет на внешние рынки заимствований только в том случае, если сможет привлечь ресурсы дешевле, чем под 9% годовых. Дороже — нецелесообразно, потому что накладно для бюджета. Как заявила директор департамента долговой и международной политики Минфина Галина Пахачук, даже 9 % — это неблагоприятная ситуация. Но ставку на этом уровне, то есть в 9% государство готово платить внутреннему инвестору. Именно такую доходность обещает Министерство финансов физическим лицам, которые будут покупать облигации правительства, номинированные в долларах. Их обещают запустить в оборот очень скоро.
Срочно нужны деньги
Чиновникам нужны деньги украинцев. Не только богатых граждан, но и всех широких слоев населения. Эта потребность становится сильнее день ото дня, особенно на фоне ухудшения перспектив получения очередного транша МВФ. Сегодня вне банков находится 150 млрд. гривен, а также от 50 до 80 млрд. долларов. Если хотя бы десятую часть долларовой суммы граждане инвестируют в бумаги отечественного Минфина — никакой кредит Фонда будет не нужен. Кроме того, отпадает необходимость в будущем платить по долгам нерезидентам. То есть выводить валюту из страны.
«В матрасах — очень большой объем ресурсов, и нам надо стимулировать внутреннего инвестора работать с отечественной экономикой. Потому что, привлекая ресурс нерезидентов, мы тратим деньги, то есть выводим их из страны. Валютные ОВГЗ — это возможность привлечь внутреннего инвестора и поработать с ним», — считает председатель правления государсвенного банка Сергей Подрезов.
Новое, старое, забытое
Идея выпуска бумаг для населения не нова. Впервые она обсуждалась более 10 лет тому, когда после кризиса и банки, и государство также были заинтересованы в привлечении населения в реальный сектор экономики. Но до практической реализации дело так и не дошло. «После переговоров с МВФ было принято решение, что этот инструмент выпускаться не будет. Сегодня трудно сказать, почему было принято такое решение, но известно, что МВФ повлиял на решение государства выпускать обыкновенных ОВГЗ для широкого круга покупателей вместо продажи и выпуска непосредственно для населения», — рассказывает эксперт финансового рынка Феликс Инденбаум.
Сегодня дружба с МВФ угасла, поэтому чиновники свободны в своих идеях. Тем более что законодательство уже позволяет каждому из нас купить ОВГЗ через банк или фондового брокера. Правда, пока только гривневую и по очень сложной процедуре. Эта процедура настолько громоздка и неинтересная для банков, что полностью тормозила продвижение реализации бумаг Кабмина населению. Государственные чиновники это признают. «Я сама прошла всю цепочку приобретения бумаг, и надо признать, это очень сложно. Поэтому я понимаю, что надо изменить законодательство и нормативное регулирование непосредственно для населения», — признается Галина Пахачук, директор департамента долговой политики Министерства финансов.
Минфин и НБУ готовы максимально упрощать все условия для доступа граждан к ОВГЗ. Даже номинал могут снизить в 2 раза — с нынешних 1000 долларов до 500 долларов (а может даже и меньше). А вот доходность обещают даже выше, чем предлагают банки по своим валютным депозитам. «Сегодня индекс для депозитов физических лиц, который рассчитывает Рейтерс — 7% годовых в долларах США. Минфин предлагает доходность по ОВГЗ — 9%», — подтверждает директор департамента Национального банка Украины Александр Дубихвост.
Рыночное разнообразие
Чтобы удовлетворить желания и потребности разного класса инвесторов, бумаги для физлиц планируют двух видов: первый — бумажные (на предъявителя), второй — в электронном виде. Чтобы их приобрести, необходимо открыть в банке счет в ценных бум агах и при этом понести дополнительные расходы — за ведение счета и комиссионные — за покупку банком ценной бумаги на аукционах. Как утверждают в государственных банках — комиссия составит не более 10 центов. То есть 80 копеек. «Интересны будут и «живые» бумаги для мелких инвесторов, и электронные — для продвинутых. Одни отдали свою 1000 долларов, получили вместо них бумажку с печатью и водяными знаками, положили ее под подушку и она их греет. Для более продвинутого инвестора, который потратит 20-30 тысяч долларов, лучший вариант — ценные бумаги в электронном виде. Это и безопаснее, и интереснее с точки зрения их использования», — подчеркивает Сергей Подрезов.
Чтобы сделать ОВГЗ еще более привлекательными, государственные мужи готовы даже изменить налогообложение, уменьшив ставку для доходов от операций с ценными бумагами с 17% до 6%. Взыматься она будет не со всех операций с ОВГЗ, а только – с торгового дохода. То есть если физическое лицо получило доход от перепродажи бумаги на фондовом рынке. Если владелец валютной бумаги продержал ее дома или на счету до погашения — налог вообще не предусматривается.
Еще одна привлекательная новация для физлиц — возможность получить кредит под правительственные ОВГЗ. «Если облигация стоит тысячу долларов, то под нее будет возможность получить в кредит 900 — 950 долларов. Сумма чуть меньше номинала облигации, потому что сумма должна включать в себя процент по кредиту, возможные штрафные санкции, и она должна покрывать все возможные начисления на заемщика, в том случае, если он не сможет рассчитаться по кредиту», — объясняет Феликс Инденбаум.
Государственные банки уже готовы к реализации ОВГЗ Минфина, коммерческие структуры — еще не определились. Бумажные ОВГЗ они продавать не против. Затруднение — в ведении счетов в ценных бумагах. Для этого каждому отделению банка нужны лицензия Госкомиссии по ценным бумагам, обученные и сертифицированные ГКЦБФР специалисты, приобрести специальное программное обеспечение. «Для банка это невыгодно, поскольку обслуживание мелких инвесторов в большом количестве — это большой объем работы. И если до 2008 года, когда активно развивался розничный рынок, было много отделений и продуктов для населения, это было реально, то сегодня, когда идет сжатие банковской сети, очень сложно и накладно работать с малыми инвесторами», — уточняют аналитики.
В Минфине на скорую руку уже подсчитали, что минимальная сумма затрат только на одно отделение составит 20 тысяч гривен. А в рамках всего банка получится немалая сумма. При этом потенциальный спрос на ОВГЗ просчитать невозможно, потому что новый инструмент заранее проигрывает отечественным депозитам по уровню доступности и понимания. А не просчитав детально окупаемости новых услуг, банки их внедрять не будут. «Вопрос не в комиссии, которую должен заплатить инвестор, а в дополнительных телодвижения, которые он должен сделать, чтобы все оформить, платить комиссию за хранение ЦБ, чтобы задекларировать доходы по бумагам. То есть при открытии депозитного счета ничего не требуется. Пришел, получил проценты, ушел, и все довольны. И, в первую очередь, вкладчик», — подчеркивает заместитель председателя правления коммерческого банка Дмитрий Золотько.
Идея не супер
Рынок идею Минфина и НБУ на ура не воспринимает. То, что в теории она верна и привлекательна, признают все. Но практика предыдущих выпусков подобных бумаг государства (последний — при Тимошенко) доказала, что спрос на государственные обязательства очень низкий.
«Казначейские обязательства у нас выпускали 4 раза. Все закончилось полнейшим провалом. Даже на предъявителя выпускали. Красивая была бумажка. И что? Кто вспомнит, что были казначейские обязательства? Никто. Хотя по тем временам выпустили много: на полмиллиарда гривень. Ощадбанку дали указание выкупить; он их положил в хранилище, где они и находились до полного их погашения. Со всего количества Ощадбанк продал полпроцента. Второй выпуск попросили выкупить «Приватбанк». Ну разве это рынок? Зачем тратить бумаги и деньги?», — рассказывает эксперт финансового рынка Александр Охрименко.
Прежде чем распространять валютные ОВГЗ, правительству надо решить две проблемы, которые находятся не в области законодательства. Во-первых, пока нет доверия к государству со стороны простых граждан. Во-вторых, отсутствует надежная и разветвленная система дистрибуции по всей Украине. Банки, даже если их принуждать, подобной системы создать не могут в силу наличия конфликта интересов. «Им лучше привлечь деньги на депозиты, чем продавать эти бумаги людям. Ив этом — секрет, почему те попытки, которые уже были за всю историю независимой Украины, провалились, потому что у КМ не было эффективной дистрибюции. Если бы Кабмин провел реформу «Укрпочты» и наделил ее работу, как в Швейцарии, определенными полномочиями финансового посредника, разрешив наряду с переводами и продажу ценных бумаг, в том числе и государственных, то, возможно, Кабмин и сдвинул бы с мертвой точки этот вопрос. Система должна быть неординарной, не такой, как была последние два раза. То есть, если они, грубо говоря, обяжут Ощадбанк в каждом отделении продавать эти обязательства — ничего не получится», — утверждает эксперт финансового рынка Виталий Шапран.
Но в Кабмине апеллируют железным, по их мнению, аргументом, который и должен склонить граждан к инвестированию в валютные долги Кабмина. Это, по мнению чиновников, государственные гарантии. Ведь в отличие от 150-ти тысяч гарантированных ФГВФЛ в случае банкротства банка, государство по своим обязательствам должно вернуть все, что выше 150 тысяч гривен. Хотя как раз этот аргумент, вряд ли уместен для широкого круга граждан. А только для богатых.
Виктория Бойко
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.