Февраль так и не принес Украине четких договоренностей с МВФ по возобновлению кредитования нашей страны. Более того, участились разговоры о вероятном сворачивании программы stand-by на общую суммы свыше 15,5 млрд долл., из которых страна получила менее 3,5 млрд долл. Правительственные чиновники заявляют, что мы вполне проживем нынешний год без денег МВФ, и рассказывают об альтернативных кредитах от других мировых фининститутов. Эксперты соглашаются: определенным денежным запасом Украина располагает, и предположения о возможном дефолте государства явно преувеличены. Но добавляют, что доступ к последующему пополнению финресурса может быть затруднен. И в первую очередь – из-за все тех же проблем в сотрудничестве с МВФ.
Внешние сигналы и правительственная реакция
Январские переговоры Украины и МВФ еще позволяли рассчитывать на достижение какого-то позитива, облеченного в очередной транш кредита. Однако февральские контакты высших правительственных чиновников с функционерами Фонда показали – компромисс здесь, по сути, неуместен уже для обеих сторон. Украинская власть пока не намерена выполнять требования МВФ о повышении газовых тарифов для населения. А без этого Фонд не соглашается выделять стране очередной транш в 1 млрд SDR (около 1,5 млрд долл.).
Неуступчивость в этом вопросе украинских переговорщиков обусловлена позицией Президента Виктора Януковича о неприемлемости повышения цен на газ для населения. Представители МВФ также не спешат отказываться от своего фундаментального убеждения, что субсидирование потребителя в масштабах всей страны не способствует оздоровлению финансово-бюджетной ситуации. Причем в отличие от украинской стороны представители МВФ особой нужды идти на уступки не испытывают. В заемном ресурсе Фонда сейчас крайне нуждается не одно лишь государство в мире.
В Кабмине могут не раз еще заявлять, что подорожания природного газа для физлиц можно избежать. Следует, мол, только договориться с РФ о новой сниженной цене этого энергоносителя (либо же внедрить на бытовом уровне концептуально-модные технологии энергосбережения). Но и отечественные, и зарубежные эксперты прямо говорят о том, что в случае с «газовым условием» МВФ на украинскую власть сильно влияют политические соображения, в виде предстоящих осенью выборов в Верховную Раду.
В обнародованной в феврале новой стратегии партнерства Всемирного банка с Украиной говорится о риске расторжения кредитной программы stand-by, открытой МВФ для нашей страны летом 2010. По мнению представителей ВБ, усиливаются риски по реструктуризации задолженности Украины на фоне того, что в 2012 году Украине необходимо осуществить значительные выплаты по обслуживанию долга (в том числе и перед МВФ на сумму в 3,7 млрд долл). Вопрос с повышением тарифов на природный газ для населения и теплокоммунэнерго в документе признается тем обстоятельством, которое проверит «серьезность намерений правительства». А грядущие парламентские выборы составители этой стратегии относят к факторам, способным «ослабить необходимые ограничения государственных расходов».
Возможные негативы срыва кредитного сотрудничества Украины и МВФ более четко обрисовали другие зарубежные эксперты в своих комментариях агентству Bloomberg. Помимо привычных уже высказываний «о росте скептицизма инвесторов в Украине» в случае прекращения Фондом программы stand-by, прозвучали и утверждения, вызвавшие немалый переполох нашей власти. А именно: без финансирования МВФ способность страны выплатить в текущем году почти 12 млрд долл. долгов «поставлена под сомнение». Причем по вероятности наступления дефолта Украина в этих предположениях уступает лишь Греции.
Наши государственные мужи на такие прогнозы отреагировали молниеносно. Премьер-министр Николай Азаров и до того не уставал повторять, что «Украина в состоянии прожить без кредитов МВФ». На сей раз глава правительства пошел дальше: «В Украине не будет никакого дефолта». Аналогичную точку зрения высказал и Валерий Хорошковский. Как раз накануне своего назначения на пост первого вице-премьера он заявил: «Сегодня мы не видим никаких проблем в погашении внешних задолженностей, даже если не будет возобновлено сотрудничество с Международным валютным фондом».
По словам чиновника, наша страна успешно провела долговые выплаты в феврале. Следующие крупные погашения приходятся на лето и осень, и Украина обладает достаточным финансовым ресурсом, чтобы их осуществить в необходимом объеме. Еще один представитель Кабмина – вице-премьер Сергей Тигипко – также уверен, что наша страна располагает «другими резервами поддержания экономики» на случай возможного сворачивания программы кредитования МВФ. Среди таковых он видит сотрудничество со все тем же… Всемирным банком.
Эксперты: не дефолт, но и позитивов немного
Правительственным чиновникам в силу статуса надлежит демонстрировать оптимизм даже в не самой лучшей ситуации. Неправительственные эксперты, если и разделяют такой подход, то лишь отчасти. Аналитик ИК Concorde Capital Виталий Ваврищук считает, что основной риск от расторжения финансового сотрудничества Украины и МВФ может проявиться в снижении доверия иностранных инвесторов к политике правительства. Это приведет к росту стоимости кредитных ресурсов для страны. «Во многих случаях также могут быть закрыты лимиты на инвестиции в Украину, что делает практически невозможным новые выпуски еврооблигаций и значительно повышает риски невыполнения бюджетных показателей», – полагает он.
Схожего мнения придерживается и экономист ИК «Тройка Диалог Украина» Ирина Пионтковская: «Прекращение текущей кредитной программы МВФ инвесторы воспримут отрицательно. Это повысит стоимость заемных средств и ограничит доступ к внешним долговым рынкам для Украины». Тем не менее даже при таких условиях опасения по дефолту страны представляются ей преувеличенными. Ведь сейчас уровень госдолга по отношению к ВВП Украины можно назвать относительно невысоким (до 40%, тогда как критическим считается показатель в 60%). А объем валютных резервов страны (31,4 млрд долл.) вполне достаточен для покрытия необходимых погашений.
«Выплаты по госдолгу в 2012-2013 предстоят значительные. Но при этом у правительства остаются возможности по сокращению дефицита госсектора (за счет снижения поддержки Нафтогазу), оптимизации расходов бюджета, получению финансирования от приватизации. Привлечение средств на долговых рынках (по крайне мере, на уровне рефинансирования старых долгов) вполне возможно, весь вопрос в стоимости», – считает она.
Что касается «западных прогнозов» относительно украинского дефолта, то экономист уверена в недостаточно корректной трактовке соответствующих комментариев в медиа. По ее мнению, речь в материале Bloomberg шла прежде всего о динамике котировок CDS (credit default swaps; финансовый инструмент, своего рода страховка от невыполнения кредитных обязательств). Цены на CDS для Украины действительно выросли за последние 6 месяцев. Причем этот рост был больше спровоцирован негативными тенденциями на внешних рынках (общей нервозностью и плохими ожиданиями инвесторов), нежели внутренними украинскими факторами.
«Но с начала 2012 мы наблюдаем тенденцию к снижению стоимости CDS Украины и ряда других стран, которые по этому показателю близки к Украине. Например, за последний месяц стоимость CDS для нашей страны сократилась с 8,5% до 7,7%. За этот же период снизилась и кривая доходности суверенных облигаций, что свидетельствует о снижении рискованности вложений в долговые инструменты Украины. В результате стоимость 4-5 летних ресурсов для Украины снизилась с 9,9-10,1% в конце декабря-2011 до 8,4-8,85% по состоянию на 25 февраля 2012″, – рассказывает И.Пионтковская.
Указанные моменты все же не перекроют тех реальных, хоть и недефолтных, негативов, с которыми может столкнуться Украина при возможном разрыве кредитных отношений с МВФ. Во всяком случае, вариант с «альтернативной программой» ВБ вне выполнения требований Фонда вряд ли возможен. «Позиция Всемирного банка в этом вопросе всегда была однозначной – финансирование проектов в Украине напрямую зависит от возобновления сотрудничества с МВФ. Все дело в том, что требования МВФ и ВБ относительно проведения реформ в Украине созвучны и, по большому счету, позиция МВФ отражает в том числе и позицию ВБ», – подчеркивает В.Ваврищук.
И.Пионтковская отмечает, что замена программы МВФ на программу Всемирного банка в принципе неосуществима. «Эти две организации не являются конкурентами в предоставлении кредитной поддержки странам-участницам. Как правило, положительное решение МВФ о состоянии экономики и проводимой макроэкономической политике предшествует реализации программ поддержки со стороны Всемирного банка», – констатирует она. И добавляет, что механизмы поддержки ВБ отличаются от инструментов МВФ как по объемам, так и по условиям использования и предоставления.
Главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан конкретизирует: объемы финансовой помощи, которую Украина может получить от МВФ, в разы больше, чем от Всемирного банка. «Суть и структура этих организаций предполагает, что МВФ предоставляет странам, испытывающим временные трудности, объемные и краткосрочные ресурсы на поддержку платежного баланса. В то же время Всемирный банк кредитует небольшими объемами, но предоставляет долгосрочные ресурсы, в основном – на поддержку структурных реформ и развитие инфраструктуры», – отмечает эксперт.
Данные тезисы она иллюстрирует следующими цифрами. Неиспользованный лимит Украины по программе МВФ составляет около 11 млрд долл. Предоставление данных средств рассчитано на два года. Таким образом, украинские власти могли бы привлечь недорогие (под 3,5% годовых), хотя и краткосрочные ресурсы МВФ объемом 5-6 млрд долл. в год. В то же время Всемирный банк планирует предоставлять Украине ежегодно около 500 млн долл. по программе инвестиционного кредитования.
«Примерно такую же сумму – около 500 млн долл., можно было бы получить от ВБ в виде кредита в госбюджет. Но лишь при выполнении условий, подобных тем, что стали камнем преткновения в переговорах с МВФ. Не выполняя обещания, данные Фонду, наша страна вряд ли может рассчитывать на увеличение финансирования со стороны Всемирного банка», – резюмирует Е.Белан.
Просто «сохранить отношения»?..
Украина прожила прошлый год без финансовой подпитки от МВФ. Если полагаться на официальные макропоказатели – проживет без нее и 2012. Только вот поверить в это без колебаний мешает по-прежнему неоднозначная позиция украинского правительства в его взаимоотношениях с Фондом. С одной стороны, власть заявляет о способности самостоятельно расплатиться по долгам. С другой – ее высшие представители настаивают на «крайней необходимости» в сохранении отношений с МВФ, пусть даже вне кредитного ракурса.
Конечно, не исключено, что в Фонде согласятся подождать до финала украинских парламентских выборов-2012. Только вот сохранятся ли требования МВФ к тому времени в своем нынешнем виде? И не придется ли нашей власти через год решиться на еще более болезненные для населения экономические шаги? Слишком просто было бы назвать эти вопросы риторическими…
Сергей Кукин
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.