Почему государственная программа замещения импорта не поможет украинскому бизнесу потеснить иностранных конкурентов.
«Экономический патриотизм должен быть модным», — написал на прошлой неделе в своей статье тогда еще первый вице-премьер Андрей Клюев. Поставил в пример Японию и ее основанное на патриотизме экономическое чудо, призвал украинский бизнес импортировать не товары, а технологии, чтобы усилить свою конкурентоспособность. И сказал, что вслед за Китаем, Индией и Бразилией Украина займется расширением внутреннего рынка, сообщает «Инвестгазета».
В принципе, уже занялась. Еще в ноябре в силу вступила правительственная «Программа развития внутреннего производства». Ее цель — обеспечить страну украинской продукцией взамен импортной. Программа, обещает вице-премьер Андрей Клюев, уже к 2015 году должна вывести Украину на позитивный торговый баланс на уровне $1,5-2 млрд. Место импортеров в сердцах и кошельках украинцев должны занять отечественные компании. Но спустя три месяца после старта программы большинство производителей, на которых она рассчитана, о ней до сих пор не знают.
Комплексный подход
Сегодня импорт продуктов питания украинские политики воспринимают как личный вызов и вопрос чести. Казалось бы, стыдно стране, 70% площади которой — высококачественные земли (а это максимум для Европы), ввозить продукты питания из-за рубежа. За 11 месяцев прошлого года Украина импортировала их на $5,2 млрд. Немало для одного из крупнейших экспортеров сельхозпродукции в мире.
В планах правительства это исправить. Например, с помощью удешевления кредитов производителям на закупку сельхозтехники, введения биржевой торговли зерном и других различных стимулов. Но главное, программа предусматривает реализацию 12 конкретных инвестиционных проектов суммарным объемом 5,78 млрд. грн. Каждый из них имеет свою цель и конкретное предприятие, на базе которого будет реализовываться.
Хотя программа государственная, финансировать проекты будут из самых разных источников. Это и деньги предприятий, и Пенсионного фонда, и банковские кредиты, и иностранные инвестиции, и деньги от международных организаций. Бюджетные средства правительство обещает использовать лишь в том случае, если проект будет на основе государственно-частного партнерства.
Радоваться или нет? Аграрии не уверены. На первый взгляд, все 12 проектов касаются проблемной продукции — рыбы, свинины, молока, растительных жиров и семян. Но на деле они вряд ли помогут решить проблему замещения импорта в АПК.
Например, почти в 124 млн. грн. обойдется запланированная реконструкция хлебокомбинатов. Но Украина и так является чистым экспортером муки и хлебобулочных изделий. А значит, реконструкция поможет повысить производство хлеба в стране, но никак не скажется на замедлении притока импорта.
Зато ряд очевидных мер правительство упустило из виду. Украина ввозит яблоки из Польши, потому что отечественные «советской генетики» не способны долго храниться без подходящих хранилищ, но таких в Украине практически нет. Построить одно, вмещающее 20 тонн яблок, стоит $50-60 тыс. Срок окупаемости — 4-5 лет. В среднем украинские сады с системой орошения дают 40 тонн яблок с гектара, то есть для сада в два гектара надо четыре хранилища.
Вот здесь не помешала бы и помощь со стороны государства. По словам Богдана Хомяка, директора по стратегическому планированию «УкрАгроКонсалт», 40% отечественных фруктов и овощей портятся и выбрасываются именно из-за того, что их негде хранить. Государство помогло бы спасти ситуацию. Но делать этого не планирует — не в приоритете. Зато потратит 627 млн. на поддержку рыбной отрасли, в том числе на создание специализированного предприятия в западной части Черного моря. Хотя, по словам Хомяка, те виды рыбы, которые можно разводить в Украине, наша страна и так не импортирует.
Секретная операция
В этом вся суть госпрограммы. Она обещает поддержку производителям во всех отраслях, в которых сегодня превалирует импорт — от нефтегаза до фармацевтики. Но наряду с полезными шагами, такими как компенсация ставок по кредитам, предлагает целый ряд малоэффективных шагов или просто точечную поддержку отдельных производителей. Так, программа предусматривает 159 инвестиционных проектов, общая стоимость которых должна составить 340 млрд. грн.
Впрочем, сами компании об этом зачастую не знают. «Такой программы (поддержки внутреннего производителя) в Украине нет. Я депутат, я о ней знал бы», — заверил Вячеслав Богуслаев, генеральный директор «Мотор Сичи». В самой программе для авиастроителей предусмотрены долгосрочные кредиты под госгарантии для внешнеэкономических контрактов. Но о них глава компании «Мотор Сич» не знает. Как не знают ни депутаты, ни бизнес-организации, ни компании, опрошенные «Инвестгазетой».
Сама по себе программа — хорошая идея, говорит Анна Деревянко, руководитель Европейской Бизнес Ассоциации. Поддержка отраслей нужна. Но из-за этой секретности меры по достижению благой цели, сформулированные в программе, могут быть выстрелом вхолостую.
«В правительстве нет ни одного человека, который понимал бы что-то в высоких технологиях», — жалуется Богуслаев. По его словам, что действительно нужно украинским самолетостроителям, это организация для лизинга авиатехники. Ведь мировая практика авиакомпаний, говорит Богуслаев, не покупать самолеты, а брать их в лизинг на 15-20 лет у компаний, которые приобретают их на бюджетные деньги. В Украине этим должен был бы заниматься «Укртранслизинг», но его финансирования хватает только на работу с железнодорожными вагонами, отмечает Богуслаев. Оживить работу авиастроителей могли бы финансовые вливания из госбюджета, но и это у правительства не в приоритете.
«Секретность» и формат помощи лишь усиливают ощущение, что программа принималась в интересах конкретных людей. Ни в программе, ни в соответствующем постановлении Кабмина нет ни слова о том, как выбирались участники проектов. На деле господдержка отраслей грозит обернуться поддержкой отдельных компаний в ущерб их конкурентам. Непаханое поле для коррупции и непрозрачных схем.
Так уже произошло, к примеру, в автопроме. Долгие годы Тариэл Васадзе, глава корпорации «УкрАвто», был главным лоббистом интересов украинских автопроизводителей. «С 2008 года доля рынка у отечественных производителей сократилась с 48% до 29%», — заявил он в октябре на конференции «Автопром 2011», раскритиковав государственную политику. Видимо, на Кабмин аргумент подействовал. В программе замещения импорта правительство подошло к этому вопросу очень серьезно. Оно запустило проект по производству 100 тыс. украинских машин в год до 2015 года. Стоимость проекта — 2 млрд. грн. Больше Кабмин дал только на крупные энергетические и инфраструктурные инициативы. Но сам проект будет реализовывать не Васадзе (что было бы понятно), а компания «Еврокар». Она занимается мелкоузловой сборкой нескольких моделей Skoda, а до этого только собирала произведенные за рубежом авто Volkswagen Group. Но если план правительства будет реализован с таким же размахом, как и на бумаге, в руках «Еврокара» должна оказаться половина украинского авторынка, и только налоговые отчисления в госбюджет составят 2,1 млрд. грн. за пять лет работы.
Отдельный вопрос — нужно ли вообще поддерживать все отрасли, в которых сегодня преобладает импорт. Экономисты настаивают, что в современном мире глобализации нет необходимости пытаться производить все продукты самостоятельно. Марьян Заблоцкий, аналитик Эрсте Банка, напоминает, что другие страны могут быть просто лучше приспособлены к их производству. Например, в Китае работники часто получают зарплаты в эквиваленте 500 грн. в месяц, и соревноваться с ними в сборке электротехники или пошиве одежды бессмысленно, поскольку это потребует уменьшения зарплат. Более того, часто политика может привести к перекосам в развитии и отраслевом дисбалансе. «Ресурсы направляются в те отрасли или отдельные предприятия, для развития которых нет реальных экономических предпосылок: сырьевых, технологических и т.д., — говорит Елена Беседина, профессор Киевской школы экономики. — Если отрасль конкурентоспособная, будь то сельское хозяйство или машиностроение, ей не нужна дополнительная защита, а все, что нужно для развития такой отрасли, это не мешать, то есть не создавать административных, регуляторных проблем».
Но, видимо, правительство Украины не верит экономистам. Пусть даже программа замещения импорта, предложенная Кабмином, не улучшает условия работы для бизнеса и не избавит украинский рынок от нашествия импорта.
Елена Снежко
0 Comments
You can be the first one to leave a comment.