———————————————————————

Предвыборная горячка серьезно сказывается на украинских политреалиях. Партии объявляют кандидатов, ЦИК их регистрирует, а страна, тем временем, может лишиться почти половины министров. Правда, на время. И, правда, если все потенциальные «избирательные» отпускники и в самом деле отстранятся от дел.

Стремление поучаствовать в предвыборной гонке чуждо редкому политику всеукраинского масштаба. Посему неудивительно, что либо по собственному желанию, либо по долгу партийной службы бюллетени готовы украсить и «сливки» не только законодательной (что, в общем-то, логично), но и исполнительной властей. Как выяснилось, по итогам «съездной» недели на кресла в парламенте VII созыва будут претендовать и спикер нынешней ВРУ Владимир Литвин, и секретарь СНБО Андрей Клюев, и премьер Николай Азаров во главе целого правительственного десанта.

На сегодня известно, что в разворачивающейся кампании готовы принять участие сразу восемь членов Кабинета министров Украины. Из них двое – глава МЧС Виктор Балога и министр экономразвития Петр Порошенко – отправляются свободное политическое плавание как самовыдвиженцы. Остальные: Николай Азаров, два его заместителя – Сергей Тигипко и Борис Колесников, министр образования Дмитрий Табачник, министр юстиции Александр Лавринович и министр регионразвития и ЖКХ Анатолий Близнюк были делегированы в первую двадцатку «пропорционального» списка Партии регионов. По большому счету, нет ничего удивительного в том, что ПР планирует идти в парламент под знаменами известных политиков – как старых и давно проверенных партийных кадров – так и более «свежих» приобретений, вроде влившегося с почти всей «Сильной Украиной» вице-премьера по «социалке». Однако предсказуемость этого шага не избавляет от сомнений: а не окажутся ли члены Кабмина в привилегированном по сравнению с другими кандидатами агитационном положении.

Широкие «рекламные» возможности видных представителей действующей власти, широкого освещения прессой практически любого шага которых требует статус-кво, в Украине бурно обсуждаются каждую избирательную кампанию, когда одни высокопоставленные чиновники торжественно уходили в отпуск, а другие – не менее торжественно от него отказывались. По всей видимости, выборы-2012 исключением из правила не станут. Особенно, если учесть, что перед большинством «предвыборных» членов Кабмина (за исключением разве что не слишком публичной деятельности главы Минюста) летне-осенние выборы с их новым учебным годом, подготовкой к отопительному сезону, сбором урожая и восстановлением экономической активности после каникул открываются широкие просторы для «бархатной» агитации. Да и, вероятнее всего, совмещать работу на благо и страны, и рейтинга не так уж и просто. А министерский выбор в подобных условиях невелик – или остаться на посту, или отправляться в отпуск.

С начала официальной кампании сезон неоплачиваемых предвыборных отпусков и в самом деле открылся – благодаря руководителю МЧС. Баллотирующийся по округу в Закарпатской области министр уверен, что его отсутствие не скажется на положении дел в ведомстве, и свой пример Виктор Балога, похоже, считает образцом для подражания. «Я первый только потому, что меня первым из членов правительства зарегистрировали в Центризбиркоме. Не сомневаюсь, что остальные поступят так же — они обязаны это сделать», — убежден он. Но пока пополнение списка отпускников остается делом будущего.

Большинство претендентов на парламентские кресла с «отпускной» философией в целом согласны. Так, еще весной будущие кандидаты о вероятном перерыве в своей профессиональной деятельности говорили с разной степенью определенности. И если выдвинувшийся по Винницкой области Петр Порошенко тогда говорил: «Посмотрим», — то «социальный» вице-премьер высказывался четче. «Я думаю, это было бы честно, за какое-то время до выборов уйти в отпуск. Чтобы не оказывать давления на подчиненных, чтобы выборы прошли максимально честно, демократично, без административного вмешательства», — пояснял в мае Сергей Тигипко. Спустя два месяца это намерение он подтвердил. А за других «региональных» властителей «Кабминресурса» давал обещания глава избирательного штаба ПР.

Уже после оглашения списков, 3 августа, Андрей Клюев сообщил, что временное отстранение от должностей ждать себя не заставит. «Те министры, и я в том числе, после того, как нас здесь (в ЦИК, — «Подробности») зарегистрируют кандидатами в депутаты, мы все дружно пойдем в отпуск. На следующий день буквально», — убеждал слушателей секретарь Совета национальной безопасности и обороны, который позже пообещал написать свое заявление об отпуске 8 августа. С одной стороны, вполне благородное желание избежать излишнего информационного давления (и подозрений в осуществлении уже давления административного) и всецело отдать свои силы работе на благо «родной» партии – шаг по-своему достойный и вызывающий уважение. Однако, с другой – административной – точки зрения, он все равно не избавляет от вопросов: а как же безопасность и оборона, образование и юстиция, социальная сфера и инфраструктура, экономика и «коммуналка» останутся без бдительного присмотра почти на три месяца? Практически универсальный ответ на этот вопрос в интервью изданию «Коммерсант-Украина» дал уже ушедший в предвыборные поля глава МЧС. «Во-первых, для меня важно, чтобы потом не сказали, что я использую административный ресурс во время избирательной кампании. Во-вторых, на посту главы МЧС я постарался построить работу так, чтобы отсутствие одного человека не сказалось на функционировании всего механизма министерства. Иначе грош цена была бы мне, как руководителю, в базарный день. Сейчас обязанности министра исполняет мой первый заместитель Виталий Бут. И третье: в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств я приеду на место происшествия и, если потребуется, формально прерву свой отпуск», — озвучил Виктор Балога перечень аргументов, которые при желании может использовать каждый член Кабмина.

И все же солидность масштабов кабминовского десанта невольно заставляет задуматься о том, насколько хорошо налажено «функционирование механизма» работы всего правительства. После того, как стало известно, что именно Николаю Азарову предстоит возглавить список ПР, пожалуй, главным вопросом стало «А уйдет ли в отпуск премьер?». До недавних пор некоторые эксперты полагали, что крена в сторону партийных дел лидер Кабинета не избежит, а его обязанности на время избирательной гонки может исполнять первый вице-премьер Валерий Хорошковский. В пользу этой теории говорил и тот факт, что Валерий Иванович заранее сообщил о своем неучастии в выборах (что оглашенные 30 июля списки ПР только подтвердили), а сам Николай Янович еще недавно был сторонником предвыборных отпусков для представителей исполнительной власти. «Я своим подчиненным буду не просто рекомендовать, а буду требовать от них сделать выбор: Если он хочет идти на выборы, пусть идет, а если он хочет работать в системе исполнительной власти, то пусть работает», — такой была позиция премьера в 2010 году – накануне предыдущих местных выборов.

Однако реалии-2012 показали, что в вопросе отпусков глава Кабмина вполне может взять на вооружение правило «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Вопреки ожиданиям, Николай Азаров в отпуск не торопится. «Николай Янович пойдет в отпуск в ноябре», — предупредил его пресс-секретарь Виталий Лукьяненко.

Если Николай Азаров останется-таки у руля, то, как минимум, обезглавленность, украинскому правительству не грозит. Но отказ премьера от предвыборного отпуска не столько решает затруднения Кабмина, который вполне может лишиться без малого половины членов, сколько актуализирует проблему «Кабминресурса» как такового. С одной стороны, право на «предвыборный» отпуск для всех кандидатов, кроме президента и действующих парламентариев закреплено в профильном законе. С другой стороны, целесообразность такого отпуска для представителей исполнительной власти остается предметом прений как раз в разрезе «А имеет ли право министр/губернатор/глава одного из центральных органов власти бросать вверенную ему сферу деятельности на произвол судьбы?». Наконец, с третьей стороны, опыт некоторых выборов вывел опасения из-за использования административного ресурса на такой уровень, что желание обезопасить себя от обвинений не кажется чем-то необычным. Тем более что, пожалуй, с четвертой стороны, участие в выборах претендентов уровня членов Кабмина будет привлекать к ним внимание безотносительно того, уйдут они в отпуск или нет. Хотя, с уже пятой стороны, как раз в отпускном режиме это внимание проще квалифицировать как агитацию, которая, напомним, подчиняется определенным законодательных ограничениям, а предоставленные под нее газетные площади/эфирное время должно оплачиваться… В любом случае, к какому бы решению ни пришли члены Кабинета министров, каждый из вариантов (включая и промежуточный – «Тут работаем, тут агитируем») найдет себе и критиков, и симпатиков. А ведь через три месяца перед «то ли отпускниками, то ли нет» встанет новая дилемма: оставаться ли в непопулярном правительстве? Ведь все высокопоставленные претенденты на мандаты имеют очень неплохие шансы их все-таки получить.

Ксения Сокульская

 
 
 
Власти используют на выборах кабминресурс , 8.55 из 10 базируется на 88 оцен.
 

0 Comments

You can be the first one to leave a comment.

Leave a Comment

 

You must be logged in to post a comment.